Севморпуть как новая глобальная ось: Россия, Китай и США | Продолжение проекта «Русская Весна»

Севморпуть как новая глобальная ось: Россия, Китай и США

Вопрос контроля над арктическим транзитом – один из главных в развитии конфликта США и Китая, при опосредованном участии России.

Торговое противостояние США и Китая имеет неровную интенсивность, ожесточенность риторики и последующих взаимных санкций бывает сильнее или слабее – но сам конфликт продолжает существовать.  С учетом того, что кризисные явления в мире не становятся слабее, а стремление сохранить претензии на мировую гегемонию вынуждает США переходить ко всё более радикальным решениям – череда возникающих санкций и «горячих» точек рискует изменить весь привычный облик мирового транзита.

Торговля Китая глобальна. Китай старается по мере сил диверсифицировать пути поставок энергоносителей для нужд своей промышленности и отправки произведенных товаров, но у этого круговорота есть несколько ключевых звеньев. Ключевых не только в смысле категоризации, но и географической привязки.

Для того, чтобы поставлять товары в Европу Китай активно продвигает развитие проекта «Шелковый путь» - сухопутный маршрут из Китая через Казахстан, Россию и Белоруссию. Путь от Пекина до Гамбурга занимает 9992 км и 15 суток, что как минимум вдвое быстрее морского пути через Суэцкий канал. Этому маршруту вряд ли стоит опасаться геополитических рисков.

Чего не скажешь о другом маршруте под названием «Морской Шёлковый путь XXI века», который должен пройти из Китая вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку, а через Суэцкий канал.

Суэцкий канал и Персидский залив не только сложные с точки зрения геополитики места, они ещё и незаменимы как транспортные артерии – если, конечно, у вас нет Севморпути.

Севморпуть не только маршрут, в котором отсутствуют политические риски – если исключить варианты конфликта России и Китая, или попыток США силовым путём взять контроль над российскими территориальными водами. Однако, оба этих варианта можно не рассматривать – по-крайней мере, в обозримой перспективе.

Кроме того, Севморпуть это кратчайший морской маршрут между Европой и Восточной Азией. Путь из Мурманска в Японию через Суэцкий канал составляет 12,84 тыс. морских миль (23,78 тыс. км), а по СМП — только 5,77 тыс. морских миль (10,69 тыс. км), то есть в 2,23 раза меньше.

Преимущества этого маршрута начинают осознаваться. По данным ФГКУ «Администрация Севморпути», ФГУП «Атомфлот» и «Эксперт Северо-Запад», в последнее десятилетие грузоперевозки по Севморпути растут на 20-30% ежегодно.

Например, построенный на Ямале порт Сабетта является самым молодым морским портом России (строительство началось в 2012 году), при этом в 2017 году он уже стал абсолютным лидером по росту грузооборота.

Перевалка грузов через этот порт выросла почти в три раза – с 2,845 млн тонн в 2016-м до 7,987 млн тонн в 2017-м. Это стало возможным благодаря старту экспортных поставок сжиженного природного газа с ямальского завода «Ямал СПГ» «НоваТЭКа». Первая очередь завода была запущена в декабре 2017 года, когда из порта Сабетта отправили сразу пять партий СПГ танкерами-газовозами. Этим летом начались регулярные поставки ямальского СПГ в Китай, а это один из самых быстрорастущих потребителей голубого топлива.

Дальнейший рост грузооборота будет обусловлен вводом новых мощностей по производству СПГ, в частности завода «Арктик-СПГ», первая линия которого будет запущена в 2022–2023 годах, и разработкой новых нефтегазовых месторождений. Президент Владимир Путин ранее поставил задачу загрузить СМП на 80 млн тонн грузов к 2024 году. Таким образом, за пять-шесть лет оборот должен вырасти в восемь раз.

Как легко догадаться, это не может не вызывать недовольство США. Которое выражается в знакомой беспринципной форме. В апреле текущего года об этом заявил командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт.

«США настаивают, что Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода, по мере того как этот участок освобождается от льда», — цитирует американского адмирала ТАСС.

Впрочем, адмирал отметил, что американские вооружённые силы пока не планируют проводить в Арктике маневры «по обеспечению свободы мореплавания» - как они делают в Южно-Китайском море. По мнению американского военачальника, «в будущем Москве и Вашингтону потребуется диалог по этому вопросу».

Понятно, что что маневры «по обеспечению свободы мореплавания» следует понимать как средство свободы мореплавания для США и их сателлитов - но никак не для Китая. И если бы у США была такая возможность, то аналогичные «маневры» имели бы место и у наших границ.

Ещё в 1964 году Вашингтон и Москва обменивались нотами протеста из-за попытки американских судов несанкционированно проследовать вдоль арктического побережья СССР. Американская сторона заявила, что СМП является международным транспортным маршрутом, на который не может распространяться суверенитет какого-либо государства. Этой точки зрения Вашингтон придерживается и сейчас, невзирая на возражения экспертов по международному морскому праву.

В принципе, тут ничего нового. Всего лишь старый западный принцип по отношению к России, согласно которому всё, что принадлежит нам – на самом деле «общее». Неважно, идет речь о полезных ископаемых или о транзитном потенциале.

Можно не сомневаться, что претензии США к Севморпути будут лишь расти. При достаточно развитой инфраструктуре, он легко заменит (в сочетании с сухопутным «Шелковым путем») традиционный маршрут Восток-Запад. Более того, этот маршрут будет более выгоден и безопасен. По нему в Китай может идти СПГ, а из Китая – товары в Европу.  И в отношении этого вектора не работает привычная тактика экономического давления, многократно апробированная на Ближнем Востоке.

Севморпуть как новая глобальная ось: Россия, Китай и США | Продолжение проекта «Русская Весна»