Маленькая, но очень неприятная тайна | Продолжение проекта «Русская Весна»

Маленькая, но очень неприятная тайна

Аналитические центры — главные виновники дезинформационного кризиса в СМИ.

Большинство потребителей продукции западных мейнстримных СМИ не знают об их маленькой, но очень неприятной тайне. В условиях скудного финансирования журналистики прессу всё больше подминают под себя аналитические центры, которые проталкивают в новостях идеи, выгодные их спонсорам.

Десятки лет назад такие центры в целом работали как консультативные бюро, хотя некоторые имели приятную репутацию «домов престарелых» для видных государственных деятелей и мыслителей на покое. Но в нынешнюю эпоху эти организации не отличишь от лоббистских фирм. Одинаковые методы, одинаковые бюджеты.

В вопросах, связанных с Россией и с Восточной Европой в целом, влияние аналитических центров становится всё более пагубным, приводя к обрушению стандартов журналистики, хотя признавать такой кризис никому не хочется.

На этой неделе мы наблюдали два новых проявления данного недуга.

Сейчас между Венгрией и Украиной идёт противостояние вокруг прав этнических венгров, проживающих на украинской территории. Спор это исключительно локальный, уходящий корнями в первую половину XX века. Тогда Венгрия, которая оказалась в рядах проигравших по итогам обеих мировых войн, была вынуждена уступить части своей территории таким странам, как Чехословакия, Румыния, Югославия и СССР.

Три государства из упомянутых четырёх уже прекратили своё существование, но часть венгров по-прежнему живут в сопредельных с Венгрией странах, и почти с каждой из них у Будапешта сейчас более или менее напряжённые отношения, особенно с тех пор как ультраправый премьер Виктор Орбан начал раздавать соотечественникам за рубежом венгерские паспорта.

До недавних пор основное внимание было сосредоточено на разногласиях со Словакией, однако теперь оно переключилось на Украину.

К чему скрывать, эту кашу заварил Киев. Желая умиротворить своих ярых «патриотов», он начал принимать законы об ограничении использования языков нацменьшинств, и это особенно возмутило компактно проживающую венгерскую общину в Закарпатье. Будапешт предсказуемо устремился «защищать свой народ», и в итоге мы получили заварушку, в которой обе стороны упрямо не желают сдавать позиции.

Кто не имеет к этому никакого отношения, так это Россия. Но западные СМИ, подбиваемые «экспертами» из аналитических центров, продолжают трубить о руке Кремля. Так было и на этой неделе.

Los Angeles Times отправила в Ужгород корреспондента, и тот, вместо того чтобы просто рассказать о ситуации в Закарпатье, добрую часть статьи кивает на Россию и намекает, что Орбан не иначе как в сговоре с Москвой. Для любого, кто знаком с политическими методами венгерского правительства, эта мысль смехотворна. И смердит дезинформацией.

Чьим же авторитетным мнением подкреплены эти утверждения? Хватит и одного человека. Петер Креко, директор будапештского аналитического центра «Институт политического капитала», обеспокоен тем, что действия Орбана «помогают России препятствовать евроатлантической интеграции Украины».

Какой странный предмет беспокойства для венгерского аналитика! Но читатель бы не удивился, если бы Los Angeles Times честно рассказала о том, откуда Креко получает финансирование. Откуда же капитал у «Института политического капитала»? Вот список спонсоров:

«Институт современной России» (экс-олигарх Михаил Ходорковский, дискредитировавший себя в девяностые и выступающий против Путина);
«Национальный фонд в поддержку демократии» (американская организация неоконсервативного толка, глава которой называл Украину «большим призом»; цель организации — установление проамериканских режимов в Восточной Европе);
Фонд «Открытое общество» (Джордж Сорос, который в представлении не нуждается).
А вот кого «Институт политического капитала» называет в числе «важнейших международных и отечественных профессиональных партнёров»:

Атлантический совет (пропагандистское подразделение НАТО);

«Европейские ценности» (финансируемая Соросом лоббистская группа в Праге, полившая грязью сотни известных западных деятелей, в том числе лидера Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбина и американского режиссёра Оливера Стоуна, за появление на RT, называя их «полезными идиотами»);

Германский фонд Маршалла США (владельцы пресловутой платформы Hamilton 68).

Какая у кого повестка дня, совершенно ясно. Однако Los Angeles Times не уведомляет читателей о том, кто платит Креко за его работу. Это особенно примечательно, учитывая, что, говоря о канале RT, на Западе почти всегда добавляют что-то вроде «финансируемый Кремлём». Я не против, потому что так и есть, но когда нет единого подхода, предвзятость налицо.

Второй наглядный случай нам подарила «контролируемая Рупертом Мёрдоком лондонская газета The Times» — чувствуете, как звучит! На этой неделе она сообщила, что около 75 тыс. русских в одном только Лондоне — информаторы Кремля. Всё это на основании «расследования», которое провели лоббисты-неоконсерваторы из Общества Генри Джексона, организации, которая, кажется, успешно провела обратное поглощение некогда уважаемой британской газеты (одним из учредителей общества, кстати, был ведущий журналист The Times).

Как бы то ни было, судя по имеющейся информации, расследование опиралось всего на 16 интервью с неназванными источниками, по итогам которых был сделан вывод, что «от четверти до половины выходцев из России были или являются информаторами». The Times этот вывод растиражировала.

При этом она, впрочем, «пояснила» комментарием от анонимного диссидента, что в действительности «цифра примерно вполовину меньше». Стало быть, около 32,5 тыс. агентов в Лондоне. Если это так, стены российского посольства должны быть резиновыми, чтобы вместить столько кураторов, которые руководили бы подопечными шпионами.

То, что стандарты The Times невысоки, не секрет. Недаром главный внешнеполитический обозреватель Эдвард Лукас в буквальном смысле получает деньги от американских оружейных компаний.

Нет, это не шутка. Лукас работает лоббистом в Центре анализа европейской политики, который базируется в Вашингтоне и Варшаве и продвигает в Центральной и Восточной Европе интересы производителей вооружений, таких как Raytheon, Lockheed Martin, FireEye и Bell Helicopter.

Конечно, об этом конфликте интересов газета читателям не сообщает. Ещё один пример того, как в наши дни аналитические центры манипулируют СМИ, как хвост виляет собакой.