Стратегический кулак: почему ледокольный флот России раздражает другие страны | Продолжение проекта «Русская Весна»

Стратегический кулак: почему ледокольный флот России раздражает другие страны

Очевидно, что в разворачивающемся полярном противостоянии, призом в котором будет контроль над наиболее удобными транзитными трансарктическими маршрутами, преимуществом будет обладать сторона, имеющая необходимые технические ресурсы.

В данном случае речь идет не только об оружии – осваивать транзитные маршруты и ресурсы, над которыми получен контроль, тоже чем-то нужно. И, поскольку Арктика по-прежнему остается регионом, значительные территории которого покрыты льдом, для его освоения насущно необходимы ледоколы.

Существует показательная сводная картина, наглядно демонстрирующая соотношение технического оснащения «арктических» держав. Если вкратце – у России больше ледоколов, чем у всех остальных стран вместе взятых. Таблица небезупречна – некоторые российские суда ледового класса американскими исследователями охарактеризованы как ледоколы – но это наиболее понятное изображение.

Информация, изложенная в сводной таблице, остается одним из регулярных поводов недовольства наших оппонентов в Арктике. И, в повседневном смысле, аргументом для сенаторов от северных штатов США и провинций Канады.

«Ледоколы для Арктики - все равно, что автострады. На данный момент у русских есть "суперхайвеи", а у нас - ухабистые проселки", - образно выразился сенатор-республиканец от Аляски Дэн Салливан.

Ещё один сенатор от Аляски, Лайза Мурковски, сетует на то, что ее попытки добиться денег на ледоколы «воспринимаются как ассигнования на Аляску, а это очень далеко от истины. (...) Я стою на вершине горы и твержу: "Нам необходим ледокольный потенциал. У нас арктическая страна».

«Сейчас, когда США и Россия присматриваются к новым путям морских перевозок в Арктике, где тают льды, политические и военные лидеры в Вашингтоне указывают на ключевое отставание в области единственного типа судов, которые могут превратить оледенелые воды в надежные проходы, ценные для торговли или обороны страны», - пишет обозреватель Politico Джен Джадсон.

В статье автор приходит к самоочевидному выводу – без ледоколов уверенное проникновение в Арктику попросту невозможно.

Виктория Херрманн, представляющая США в совете директоров Arctic Institute (об этой интересной организации мы поговорим в следующий раз), отмечает: в арктических стратегиях и России, и США ледоколы названы ключом к достижению целей.

«У России 40 ледоколов, в том числе атомные, устрашающей раскраски - красные с черным. А сколько ледоколов у США? Два. Или три, если учесть ветхое судно, которое стоит в сухом доке в Сиэтле и потихоньку демонтируется на запчасти», - резюмирует статья.

Сегодня США располагают тяжелым ледоколом Polar Star, введенным в строй в 1976 году, и средним ледоколом Healy, введенным в строй в 2000 году. Еще один ледокол - Polar Sea - стоит в сухом доке в Сиэтле после того, как в 2010 году его двигатель сломался.

Семь средних и легких ледоколов у Финляндии, хотя они не принадлежат государству. По шесть полярных судов у Швеции и Канады, но у них тоже нет тяжелых ледоколов. У остальных северных стран ледоколы существуют в штучных вариантах.

В 2013 году министерство внутренней безопасности США заключило, что Береговой охране (в США ледоколы находятся в сфере ответственности этой структуры) нужны три тяжелых и еще три средних ледокола.

Береговая охрана просит Конгресс выделить средства на новый тяжелый ледокол, который она хочет начать строить в конце 2019 года. Причем, в зависимости от обстановки количество строящихся кораблей может увеличиться. Первый из тяжелых ледоколов должен быть спущен на воду в 2023 году.

«Но Россия подготовлена намного лучше: вдобавок к 40 действующим судам она сейчас строит еще шесть и планирует построить еще два», - пишет Politico, ссылаясь на выводы Райана Улджуа из Arctic Institute.

Большим энтузиастом развития ледокольного флота США был экс-госсекретарь Рекс Тиллерсон.

На мероприятии, которое было организовано Центром стратегических и международных исследований (CSIS) в 2017 году, Тиллерсон подчеркнул, что США сильно отстали от конкурентов, и напомнил, что Арктика является приоритетом в политике Москвы и что ледоколы сейчас строит даже такие удаленные от нее страны, как Китай, который прекрасно понимает ее важность.

Китайский научно-исследовательский ледокол «Сюэ Лун» (Снежный дракон) в октябре 2017 года впервые прошел через Северо-западный проход. Он стал первым китайским полярным судном, которое успешно прошло все три главных арктических маршрута. Всего же у Пекина три легких ледокола и еще один сейчас находится в процессе строительства.

Не может не радовать то, что на ближайшее (как минимум) десятилетия Россия будет абсолютно недосягаема по количеству и качеству ледоколов в строю. В первую очередь – ледоколов с атомной энергетической установкой на борту. Дальность плавания такого ледокола практически не ограничена – цикл перезарядки топливом составляет 5 лет. То есть, ледокол может ходить в море годами.

Всего нашей страной было построено девять атомных ледоколов. Из них сейчас остались в эксплуатации четыре: аналогичные «Арктике» суда «Ямал» и новейший на сегодня «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач», предназначенные для работы в более мелководных акваториях, в первую очередь устьях рек в Сибири. Остальные ледоколы, исчерпав ресурсы, ждут утилизации.

Но на смену им уже строятся новые, которые унаследуют имена предшественников. В 2016 году был спущен на воду головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Всего строится три таких судна, которые после ввода в эксплуатацию станут самыми большими и мощными ледоколами в мире: мощность каждой из двух турбин ледокола составит 36 тыс. кВт (на сегодня этот рекорд составляет 27,9 тыс. кВт), а длина превысит 170 м против 150 м у «Вайгача» и «Таймыра».

Уже идет проектирование атомного ледокола-гиганта «Лидер», который перекроет все показатели в полтора-два раза. Атомный ледокол проекта 10510 создается для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. т и шириной более 50 м на всем протяжении Северного морского пути. Его длина составит 209,6 м, ширина — 47,7 м, водоизмещение — 69,5 тыс. т, мощность — 120 МВт, он будет способен преодолевать льды толщиной до 4,1 м — большей толщины льды в Арктике достигают крайне редко.

Согласно планам, атомный флот практически полностью обновится к 2031 году. Из действующих к тому времени в строю останется только «50 лет Победы», но к нему присоединятся шесть новых, включая три ледокола проекта «Лидер». То есть флот вырастет почти втрое только по числу судов, не говоря уже о росте мощности.

Как считают в «Атомфлоте», этих 11 ледоколов будет достаточно для освоения арктических месторождений. В первую очередь речь идет о проектах «Ямал-СПГ», планируемом «Арктик СПГ-2», угольном месторождении Тайбасс, Новопортовском нефтяном месторождении.

При этом на Западе новые русские ледоколы преподносятся как гибрид «Звезды смерти» с танком «Апокалипсис».

Обозреватель The National Interest Майкл Пек (Michael Peck) в июле 2017 года опубликовал статью с характерным названием «В России строится атомный «боевой ледокол», оснащенный лазерной установкой», в которой обрушил на читателей массу ужасающих подробностей .

«Корабли класса «Иван Папанин» (его водоизмещение составляет 8,5 тысяч тонн) будут иметь на своем борту мощные лазеры, способные разрезать лед — и, возможно, уничтожать врагов. Они пополнят уже существующий российский ледокольный флот, в состав которого входят 40 кораблей» - сообщает Пек.

«В дополнение к радиоэлектронному оборудованию и сверхпрочной носовой части, ледоколы Проекта 23550 будут способны нести на своем борту ракетное вооружение… Пусковые контейнеры с крылатыми ракетами «Калибр-НК» могут вполне комфортно разместиться на этом корабле за вертолетной площадкой. В общей сложности на его борту можно установить восемь таких комплексов. Тот же аналитик говорит об интригующей возможности — ледокол класса «Иван Папанин» может «высвободить вторгшееся судно из ледового плена и отбуксировать его» в другое место. Это говорит о том, что российские ледоколы не обязательно будут топить корабли, незаконно вторгшиеся в российские территориальные воды, и если эти суда застрянут во льдах, то ледоколы просто отбуксируют злополучных нарушителей в один из российских портов, где их команды предстанут перед судом» - предсказывает попадание в приполярную российскую тюрьму попавшимся на глаза «Ивану Папанину» Пек.

«Лазер, способный разрезать лед толщиной в два метра, будет столь же эффективен при его использовании против ракет и беспилотников, а также, возможно, против других кораблей. Однако в данном случае важны не сами лазеры. Важным представляется то внимание, которое Россия уделяет ведению боевых действий в Арктике с использованием всего арсенала вооружений — от боевых ледоколов до специальных особо прочных зенитных ракет. Это больше того, что делают Соединенные Штаты, и больше того, что может себе позволить такая небольшая, но обладающая опытом работы в Арктике страна как Канада» - резюмирует автор.