Ватерлоо императора Макрона | Продолжение проекта «Русская Весна»

Ватерлоо императора Макрона

Борьба трудового народа Франции против непомерного возвышения цен на солярку (движение «жёлтых жилетов») закончилась победой трудящихся. Ещё в выходные планировалось принятие самых жёстких мер в связи с непрекращающейся борьбой — вплоть до введения чрезвычайного положения, а уже во вторник, 4 октября, AFP сообщило, что премьер-министр Эдуар Филипп введёт полугодичный мораторий на повышение топливных цен.

Все понимают, что полгода надо ещё прожить и за это время много воды может утечь, а на нынешний день наполеоновский замах Макрона кончился чистой капитуляцией. Причём быстрота и неожиданность последнего решения наводит на подозрения, что «другие ему изменили и продали шпагу свою». То есть сообщили, что войска ненадёжны.

Если радоваться пламени Парижа, не задумываясь о последствиях, то, конечно, можно восклицать: «Браво, храбрые французы!» Тем более что за полтора года своего пребывания у власти Макрон неоднократно общался с трудящимися в брюзгливой и презрительной манере, обвиняя их в лености и развращённости и называя бездельниками. Обыкновенно такое не забывается, и вопрос только в том, когда от бездельников придёт обратка.

Но если посмотреть на ситуацию более широко, то поводов для радости становится меньше. Сам-то Макрон может пойти куда угодно, скорби тут будет немного, но судьба государства наводит на достаточно тревожные мысли. Последним доводом, заставившим Макрона капитулировать, было революционное буйство на Площади Звезды, возле Триумфальной арки. Памятник военной славе и символ Франции был изрисован лозунгами понятного содержания, а музей в крипте Триумфальной арки был разгромлен в лучших традициях 1792 года. Но это значит, что создан важный прецедент на будущее.

Новое безоглядное буйство протестующих вызовет новую капитуляцию власти, во всяком случае протестующие будут на это сильно рассчитывать. А тогда-либо в самом деле новая капитуляция, а затем ещё новая, либо жёсткие и даже сверхжёсткие меры, которые единственные могут помочь выбраться из наезженной колеи.

Обе перспективы довольно неприятны.

Но просто заключить, что не следует злить народ, если нет надёжных средств к усмирению этого народа, было бы довольно банально и напоминало бы одесскую пословицу «Если бы я всегда был таким умным, как моя жена после». Интереснее понять, что побудило Макрона героически выступить в деле с соляркой «рассудку вопреки, наперекор стихиям».

В общем-то же, что всегда и везде: несокрушимая вера в торжество всепобеждающей идеологии. В данном случае — в торжество идеологии зелёного мира.

Ибо резкое поднятие цен на солярку — это отнюдь не экономический либерализм. Последний предусматривает всеобщую дерегуляцию, «стальной душ свободных цен», а дальше рынок всё расставит по своим местам. То есть крутитесь как хотите, правительству до вас дела нет. Одним это нравится, другим не нравится, но в любом случае это не имеет отношения к битве вокруг солярки, поскольку дерегуляцией там не пахло. А пахло свирепой регуляцией.

Правительство непомерно подняло налоги (топливные акцизы) на солярку не потому, что казна пуста и нет другого способа свести дебет с кредитом. Это неприятно, но хоть как-то понятно.

Правительство подняло налоги, потому что прониклось зелёной идеологией, которая сегодня рассматривает дизельные двигатели (отношение к которым ещё недавно было вполне терпимым) как страшную угрозу человечеству, против которой все средства хороши. То есть налог на солярку — это налог на грех, подобный налогам на алкоголь, табак, другие излишества нехорошие. Если нельзя вовсе запретить, то по крайней мере надо обложить по самое не могу. Можно напомнить, как недавно у нас сторонники ЗОЖ предлагали обложить 30%-ным налогом всю мясную гастрономию. Опять же не корысти ради, но чтобы все питались овощами и орешками, а не смертельно опасной колбасой. То же и во Франции — гражданам предлагалось утилизировать свои дизельные автомобили, а вместо них купить «Теслу» Илона Маска — современно и экологично.

Но К. Маркс проницательно заметил в «Капитале», что «этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров между прочим тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца». И даже более того: обманывает прежде всего продавца, а покупатель, вместо того чтобы благодарить и кланяться, кланяться и благодарить, облачается в жёлтый жилет и даже доходит до прямого буйства и пламени Парижа.

Вот к каким последствиям приводит неистовая вера в передовые учения.