Идол «креативного класса» и бред, освящённый авторитетом НАНУ | Продолжение проекта «Русская Весна»

Идол «креативного класса» и бред, освящённый авторитетом НАНУ

Гиперлуп украинской науки.

«Какое падение нравов!» — произнёс пастор Шлаг, услышав по радио молодую певицу Эдит Пиаф. И хотя я далеко не столь консервативен, как пожилой священнослужитель, точно такая же мысль появилась у меня, когда я прочёл следующее сообщение: Национальная академия наук предполагает, что в случае внедрения технологии Hyperloop (гиперлуп) на Украине возможно проложить восемь постояннодействующих маршрутов вакуумных поездов, курсирующих в трубе, из которой откачан воздух, со скоростью 1 080 км/ч. Об этом говорится в исследовании «Перспективы развития транспорта пятого поколения в Украине», проведенном по заказу министерства инфраструктуры.

Исследование проводили Институт экономики и прогнозирования НАН Украины, Институт геотехнической механики имени Н. С. Полякова НАН Украины, Институт транспортных систем и технологий НАН Украины. По мнению НАНУ, время пребывания в пути на маршрутах вакуумных поездов будет составлять: Киев — Львов 37 минут; Киев — Одесса 35 минут; Киев — Харьков 33 минуты; Киев — Днипро (Днепропетровск) 32 минуты; Харьков — Львов 1 час 4 минуты; Одесса — Львов 47 минут; Днипро — Львов 1 час, Киев — Винница 19 минут. Понимай так, что этот самый гиперлуп свяжет раздёрганную на части Украину в одно целое.

Украина, заявил министр Омелян, «фактически является единственным государством, где политика создания нового вида транспорта поддерживается правительством и государством официально».

Энтузиастами научно-технического прогресса эта идея на уровне популярного советского журнала «Техника — молодёжи» обсуждается уже несколько десятилетий, а всплеск внимания к ней в последние годы обусловлен тем, что реализовать идею взялся идол «креативного класса» Илон Маск. В июне 2016 г. он с огромной помпой презентовал проект Hyperloop, согласно которому, уже в 2019 г. по вакуумным трубам понесутся грузовые поезда, в 2021-м — пассажирские.

В течение 10 лет между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом должна пролечь магистраль за совершенно смешные 6 млрд. долл. В подтверждение серьёзности намерений было обнародовано видео, на котором странного вида тележка проехала несколько сотен метров по рельсам со скоростью… 160 км/час. Сейчас на дворе 2019-й год, о ходе реализации проекта ничего не известно. Поклонников Маска это не смущает, он регулярно балует их всё новыми технологическими «прорывами» с таким же выхлопом, как Hyperloop. О том, что умные люди верят в феерический бред этого прохвоста больше, чем баба Христя из села Козанцы в «Юлину тысячу», стоило бы поговорить особо, но в данном случае привязка к американскому «инноватору» понадобилась для того, чтобы показать, что Украина поднимается к вершинам технического прогресса.

Если бы было предложено нечто оригинальное, но не «озарённое» гением Маска — скажем, проект поезда на магнитной подвеске (идея, которая обсуждается несколько десятилетий и доведена до опытных экземпляров, а в Шанхае даже есть первый рабочий участок такой дороги длиной 30 км от аэропорта до первой к аэропорту станции метро), то предложение привлекло бы куда меньше внимания.

Якобы участники рабочей группы провели беседу с Маском, но создатель Hyperloop так и не приехал на Украину. «Мы писали письма Маску. Он обещал к нам приехать. К сожалению, Маск опаздывает, мы начинаем без него», — отметил Омелян. Боюсь, правда, на Украине сложно найти человека, который бы искренне поверил в оглашённые Омеляном планы запустить Hyperloop за 5–10 лет. Ведь если в инженерные и коммерческие таланты Илона Маска ещё многие верят, то гений украинских чиновников и понимание состояния украинской экономики рождают вполне естественный скепсис.

Особенно это касается тех самых транспорта и инфраструктуры, за которые отвечает министр Омелян. В СМИ приводился рассказ иностранного инвестора, который был вынужден закрыть своё производство на Украине из-за нерешаемых проблем с подачей вагонов под погрузку готовой продукции. Состояние железных дорог и вагонного парка стало реальным тормозом в работе таких ключевых для Украины отраслей, как металлургия и сельское хозяйство. Ну, а состояние пассажирских вагонов, возникший в минувшем году дефицит билетов (которого не наблюдалось уже лет десять) стали притчей во языцех.

Единственным осуществлённым за 5 лет нового режима и открытым лично президентом Порошенко инфраструктурным проектом явился железнодорожный экспресс Киев — Борисполь, когда к существующей железнодорожной линии достроили около 4 км пути и возвели железнодорожную эстакаду длиной 272 м над трассой Киев — Харьков.

В качестве подвижного состава используются электропоезда возрастом около 10 лет, которые регулярно ломаются с первого дня эксплуатации, ставя пассажиров с билетами на самолёты и поезда в сложное положение. Народ тут же окрестил это «чудо» украинского прогресса «гиперлупом». «Гиперлуп опять сломался», — пишут в социальных сетях.

Однако у чиновников своя логика. Казалось бы, давно пора потихоньку всё это прикрыть. Однако как в ответственный момент президентской кампании признать, что пиар-проект, призванный создать «инновационный» имидж власти, полностью провалился? Вот и приходится докладывать, что всё идёт замечательно, а «пипл хавает».

Теперь к процессу подключили Национальную академию наук Украины. Это и заставило меня воскликнуть вслед за немецким пастором фразу, с которой я начал статью. Ведь звание учёного, настоящего учёного всегда воспринималось как гарантия высокого профессионализма и человеческой порядочности, авторитетности высказываемых мнений.

Академиям и при советской власти удавалось сохранить некоторую автономию и степень свободы. Честное слово, те кандидаты и доктора, которые некогда ушли торговать трусами на базар (в чём не вижу ничего зазорного) поступили куда порядочнее, чем «светила», завизировавшие гиперлуповый бред и освятившие его «авторитетом» НАНУ (уже смело можно ставить кавычки). Впрочем, как академическая наука могла остаться в стороне от процессов тихой деградации всего?