Эксперты обсуждают вероятность прямого военного столкновения России и Турции
За обещаниями турецкого премьера Давутоглу «защитить» контролируемый боевиками сирийский город Алеппо может крыться как начало авиаподдержки противников Асада, так и полномасштабное вторжение, полагают эксперты. По их мнению, оба варианта «помощи» в районе операции наших ВКС чреваты столкновением турецких и российских военных.
«Мы вернем наш исторический долг, — объявил Давутоглу. —
Поясним: город частично освобожден сирийской армией и лояльными ополченцами, но восточная часть второго по величине города Сирии контролируется так называемой умеренной оппозицией. Турция, видимо, предполагает «защитить» группы, относящие себя либо к «Сирийской свободной армии», либо к исламистской группировке «Ахрар
аш-Шам » и «Джебхатан-Нусра » (запрещена в РФ).
Накануне ливанский телеканал
На прошлой неделе официальный представитель Министерства обороны России
По официальным данным Анкары на конец 2015 года, в штате минобороны Турции числится 630 тыс. человек, из них собственно военнослужащих — 412 тыс. Турецкая армия — вторая по численности армия НАТО после американской, однако ее ахиллесовой пятой традиционно признается недостаток современного вооружения, в особенности в сухопутных войсках. «Основа бронетанкового парка Турции соответствует середине
Впрочем, в последние годы режим Эрдогана тратит заметные средства на модернизацию вооружений — до 20–25% оборонного бюджета (который, в свою очередь, составляет до 3% ВВП страны).
Численность сухопутных сил Турции — около 314 тыс. человек (данные на 2014 год). Непосредственно у границ с Сирией и Ираком развернута
Кроме того, относительно близко от возможного театра военных действий находится группа войск, базирующихся на Северном Кипре (две механизированные дивизии, танковая бригада, группа спецназначения).
Сивков считает, что Турция как минимум свободно может начать авиаподдержку противников Асада, наносить авиаудары по сирийским властям, что неизбежно поставит Россию перед дилеммой, связанной с необходимостью отражения таких ударов и нанесения поражения турецким ВВС.
«Максимум — турки могут начать сухопутную военную операцию, что в соответствии с международным правом будет являться актом военной агрессии против Сирии», — сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
В этих условиях российская авиационная группировка также должна будет принять участие в отражении этого удара, полагает эксперт. «Безусловно, Россия в этом случае предоставит возможность сирийскому правительству получить дополнительные военные поставки в объемном количестве, которые позволили бы сбалансировать потенциал наступающих турецких войск», — отметил собеседник.
По его словам, в такой ситуации Турция может оказаться в состоянии войны с Россией, и в этих условиях НАТО окажется перед выбором, выступить ли на стороне Турции, и в этом случае стоит вопрос о прямом военном столкновении с Россией, обладающей
ракетно-ядерным потенциалом.
«В своем нынешнем состоянии НАТО не готово к войне с Россией, в первую очередь
Заявление Давутоглу, уверен Сивков, может свидетельствовать о том, что руководство Турции не просчитывает до конца последствия такого шага, как было в ситуации с
«Втягивание Турции в войну на еще одном направлении может означать только то, что турецкая армия, с одной стороны, окажется недостаточной по потенциалу, чтобы радикально решить проблему на одном из этих направлений. А с другой стороны, это может привести к тому, что курды могут попросту выйти из повиновения: перейти на сторону восставших курдов или выступить на стороне сирийского правительства», — отметил он.
По его словам, в этом случае Россия может оказывать курдам поддержку вооружениями и техникой, что создаст Турции большие проблемы и потребует выделения дополнительных сил для противодействия восставшим курдам.
«В этих условиях Турция не сможет объявить войну России, — отмечает Сивков. — Если же она перейдет к отрытому вооруженному противостоянию, перекроет для прохода Босфор и Дарданеллы, то тогда Россия уже вступит в конфликт с Турцией в полном объеме, с применением всей группировки ВКС, флота и сухопутных войск.
Российские вооруженные силы на южном направлении в рамках концепции стратегической мобильности могут создать достаточную группировку для нанесения Турции решительного поражения. При этом надо понимать, что турецкие вооруженные силы, имея неплохой
морально-психологический потенциал и уровень личного состава, в техническом отношении значительно отстают», — подчеркнул эксперт.
«Если Турция начнет боевые действия, то шансы на разрушение ее как государства резко возрастают. Страна просто надорвется воевать на два фронта, имея внутреннюю мощнейшую оппозицию в размере почти 7 млн курдов», — подытожил Константин Сивков.
Андрей Резчиков,Михаил Мошкин