Ученые открыли гены, отвечающие за риск развития шизофрении | Продолжение проекта «Русская Весна»

Ученые открыли гены, отвечающие за риск развития шизофрении

Генетики из Гарварда и Массачусетского технологического института открыли 10 ранее неизвестных мутаций, появление которых в ДНК человека резко повышает вероятность развития шизофрении и других психических расстройств.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от шизофрении страдают около 21 млн жителей планеты, причем половина из них не получает надлежащей помощи от государства и медицинских служб. Значительная часть носителей шизофрении приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет.

Пока нейрофизиологи не могут точно сказать, как возникают подобные расстройства и как их нужно лечить. За последние годы генетики нашли несколько сотен генов, которые относительно слабо связаны с шизофренией. Однако ученые не могли сказать, как мутации в этих участках ДНК вызывают шизофрению и как можно подавить последствия их появления.

Сингх и его коллеги упростили изучение этой проблемы, открыв сразу несколько генов, нарушения, в структуре которых сильно влияют на вероятность развития шизофрении. Эти мутации, как объясняют ученые, встречаются очень редко, из-за чего их в прошлом не удавалось обнаружить.

Для их открытия генетики собрали гигантскую базу данных, в которую вошли геномы примерно 25 тыс. больных шизофренией и примерно 100 тыс. людей, не страдавших от этой болезни. Этих людей, как объясняет Сингх, специалисты отбирали с условием, что все их родственники на протяжении последних пяти поколений не получали диагноз «шизофрения» и у них не было любых других психических расстройств.

Подобный подход позволил ученым выделить сразу десять редких мутаций, появление которых повышало вероятность развития шизофрении примерно в 4−50 раз. В их число, в частности, вошли «опечатки» в генах GRIN2A, GRIA3 и SP4, которые участвуют в передаче сигналов между нервными клетками и при этом ранее не ассоциировавшиеся с нарушениями в работе мозга, в том числе с аутизмом и различными формами умственной отсталости.

Изучение этих мутаций и генов, как надеются ученые, поможет им понять, как можно исправить нарушения в их работе медикаментозным путем и помочь людям, страдающим от шизофрении, избавиться от этой болезни.

1 239