Рогозин пообещал, что российские многоразовые ракеты будут эффективнее, чем у SpaceX

19.04.2020 - 21:47   1 773

Российская ракетно-космическая отрасль будет заниматься многоразовыми ракетами, но они будут эффективнее ракет, строящихся Илоном Маском, заявил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в эфире радиостанции «Комсомольская правда».

«Первое — это переход на метановые двигатели, которые могут быть многократно использованы без переборки и очистки. Двигатель — это самая дорогая часть ракетного модуля, и начать надо именно с него», — заявил глава «Роскосмоса».

Он напомнил, что сейчас SpaceX использует для многоразовых ракет кислород-керосиновые двигатели, которые после пуска требуют очистки. Кроме того, в настоящее время большие затраты требуются для тестирования двигателей и самой возвращаемой ступени на предмет дальнейшего использования.

Рогозин напомнил, что в России уже ведутся работы по многоразовым ракетам. Первая работа, сказал он, называется «Крыло — СВ» и является совместной работой Фонда перспективных исследований и ЦНИИмаш.

«С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолетному, а не „вертикальной свечкой“, как у Falcon. Если мы это отработаем и увидим, что самолетный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса. Условно мы ее называем „Союз — СПГ“. Почему СПГ? Да потому что это и есть сжиженный природный газ — новое топливо для метанового двигателя», — сказал Рогозин.

«И, если это всё оправдает себя и с инженерной, и с экономической точек зрения, то тогда, действительно, ракета среднего класса, которая придет на замену „Союзу-2“, будет многоразовой», — заявил он.

 

Принципы полета многоразовых ракет компании SpaceX Илона Маска вызывают много вопросов в плане экономической эффективности, заявил глава «Роскосмоса».

По его словам, и российские, и американские эксперты подсчитали, что на прибыль можно выйти лишь при десятикратном использовании возвращаемых ступеней, но у SpaceX нет таких результатов. По словам Рогозина, истинную экономику пусков компании никто не знает.

В качестве примера он привел ракету тяжелого класса Falcon9. По словам Рогозина, при пуске с возвратом ступени на Землю, половина топлива уходит на само возвращение, что двукратно снижает полезную нагрузку.

«То есть реально ракета, которая может вывести больше 20 тонн полезной нагрузки, выводит примерно в два раза меньше. Остальное съедает сама ракета на обратную дорогу», — сказал глава «Роскосмоса».

Он отметил, что в стоимость необходимо закладывать затраты на каждую возвращаемую матчасть: авионику, программное обеспечение, источники питания, сенсоры, электронику, опорные стойки, гидравлические и электромеханические системы, а также на морскую и авиационную поддержку и многое другое.

«Тема до сих пор спорная, вызывает много вопросов, на которые Илон Маск ответы давать не собирается. В том числе и на наш вопрос, каков объем господдержки, фактически — дотации за каждый пуск Falcon? Мы его спрашиваем про Фому, а он нам — про Ерёму, твердя всё про «многоразовость», — сказал Рогозин.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.