Воздвижение Креста: сакральный смысл
В день Воздвижения Креста следует поговорить о святынях в жизни христиан, так как Крест Господень есть главная и величайшая святыня. Напомню, что святыням не поклоняются, а святыни почитают согласно догмату об иконопочитании VII Вселенского собора. Сакральная ценность любой святыни состоит в том, что через нее человеку подается благодать Божия, через нее происходят чудеса и знамения.
Кроме того, стремление приложиться к святыне, побыть рядом с нею, среди прочих других мотивов, обусловлено тем, что людям хочется быть ближе к святым, хочется прикоснуться к тому, к чему прикасалось тело святого, что «помнит» его страдания и последние минуты и через это прикосновение выразить свое благоговение. А тем, кто делает вид, что этого не понимает, нужно посоветовать выбросить из дома все, что напоминает покойных родственников. Их вещи, фотографии, ордена. Зачем это все? В памяти они замечательно сохранились, а остальное мишура.
В христианской истории святыни, реликвии играли огромную роль. Напомним, что почитание реликвий является существенным отличием христианства от других религий. Хотя почитание реликвий есть и в буддизме и позднем исламе, но по масштабу, сущности и значению эти практики несопоставимы с тем, что можно наблюдать в христианской культуре.
Вокруг святынь происходила консолидация общества, выстраивались государственные отношения, из-за них начинались грандиозные и трагические события. Можно вспомнить, что причиной Крымской войны, обернувшейся для России катастрофой, явилась всего-навсего передача ключей от главного входа в храм Гроба Господня в Иерусалиме от православным к католикам.
Христианские святыни, хранившиеся в том или ином городе, государстве, являлись зримым символом того, что народ, владеющий святыней, является «избранным», знаком особого благоволения Бога или того или иного святого к тому или иному месту, к людям, собирающихся и живущих там, формировали национальное достоинство и национальную идею.
Не случайно в народе считалось, что не от человеческой воли зависит идти или не идти к святыне — она сама допускает до себя человека или же не допускает его и это должно стать причиной для того, чтобы серьезно задуматься о своем недостоинстве, исправить то, что возможно.
Кроме того, тысячелетний опыт свидетельствует, что все, что происходит вокруг великих святынь, никогда не бывает случайностью. Люди, припадая к святыне, проводя в очереди к ней, в дороге, часы и даже дни, являют объективную готовность ради святыни или святого пожертвовать временем, благополучием, комфортом. То есть пожертвовать значительной частью жизненных составляющих.
Не случайно в паломничество всегда стремились ходить пешком, по-простому, с молитвой, долгая дорога и дорожные трудности на пути к святыне становились символом сложного земного странствия, заканчивающегося у врат рая, Нового Иерусалима. Это прекрасно видно в замечательной книге «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». И идут они к святыне именно потому, что чувствуют, как через нее подается благодать, видят, как творятся чудеса, ибо если бы этого не было, никто бы не приходил.
С праздником!