Мало вас жгли. Украинцы грозят убить польских организаторов протеста дальнобойщиков

16.11.2023 - 13:37   3 966

Украинские дальнобойщики начали угрожать своим польским коллегам, которые вторую неделю блокируют автомобильные КПП на границе Польши и Украины. Аналогичную блокаду готовы начать и словацкие перевозчики.

С начала ноября они заблокировали три перехода через границу Польши с Украиной: Дорогуск—Ягодин, Корчовая—Краковец и Гребенное—Рава-Русская.

Основной требование польских автоперевозчиков — восстановление разрешительной системы для украинских перевозчиков при работе в ЕС.

В ответ на СВО в начале года, Брюссель принял беспрецедентные меры в поддержку украинской экономики, на год отменив разрешительную систему для украинских перевозчиков. В июне этого года ЕС продлил эту меру до 2024 года.

Теперь польские перевозчики требуют полного отмены этой льготы и восстановления старой разрешительной системы. Ещё одно требование — ужесточить правила перевозки по сертификату ЕКМТ (Европейская конференция министров транспорта) для украинских водителей.

Следует отметить, что блокада не является полной: протестующие пропускают одну-две фуры с коммерческими грузами в час, но без ограничений пропускают гуманитарные грузы и пассажирский транспорт.

Из-за этого цены на доставку грузов из Польши в Украину выросли в несколько раз: если до начала блокады доставка груза весом 22 тонны из польского порта Гданьск в Киев стоила около 1000 евро, то сейчас цены достигают 4000 евро.

Эта ситуация может привести к проблемам с поставками товаров, росту цен и ущербу для перевозчиков, их заказчиков и украинской экономики в целом.

13 ноября Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины провело встречу с представителями польских властей и перевозчиков для разблокировки пунктов пропуска.

Однако Киев готов решать только технические вопросы — создать отдельные полосы для выезда пустых фур из Украины в Польшу и обновить систему электронной очереди e-Cherga для замены водителей.

Что касается разрешительной системы для перевозок между Украиной и ЕС, то киевские власти не намерены даже обсуждать этот вопрос. Кроме того, киевская пропаганда обвиняет в создании этой ситуации только польских перевозчиков.

Это вызвало реакцию украинских дальнобойщиков — они начали угрожать польским коллегам. Один из владельцев транспортной компании из Люблинского воеводства, один из организаторов протеста дальнобойщиков Рафал Меклер, заявил, что он получил десятки угроз через социальные сети и сообщения на телефон. Он показал журналистам скриншоты этих сообщений, в которых украинцы называют протестующих водителей «быдло католическое».

В одном из сообщений некто Александр Дунайчук написал на украинском языке: «Я резал глотки русским, думаю, что сделаю это и с тобой. С**а ты проплаченная русскими». Другой персонаж с ником Vozia написал, что «мало вас жгли, пи***ов, наши славные казаки».

Меклер обещает сообщить о таких угрозах в полицию. Он считает, что эти эмоции могут привести к реальному насилию.

В ответ поляки, посещающие страницы Меклера в социальных сетях, не жалеют оскорбительных выражений в адрес украинцев. Спираль ненависти по обе стороны польско-украинской границы раскручивается очень быстро.

«У меня и у моих коллег были заклеены номерные знаки. Нас сфотографировали, определили реквизиты нашей компании, после чего мы получили угрозы, что тому, кто въедет на Украину, выбьют зубы и сожгут машину», — рассказал один из протестующих перевозчиков журналистам.

По его словам, это полное завершение польско-украинской дружбы.

«Даже подумать нельзя, они борются против людей, как я, который возил вооружение, бронежилеты, консервы и другие товары, необходимые перед украинским контрнаступлением под Харьковом. Теперь они говорят, что у меня на руках кровь и я военный преступник наравне с российскими солдатами. Эти люди проблематичны», — сетует польский дальнобойщик.

По его словам, ему угрожают, что украинская военная разведка расправится с ним, потому что он, участвуя в протесте на границе, как будто бы помогает России.

Польские предприниматели утверждают, что украинские чиновники контролируют пограничное движение, позволяя некоторым украинским перевозчикам быстрее пересекать границу. Речь идёт о некоторых киевских компаниях, которые не стоят в электронной очереди, но по-прежнему пересекают границу.

Поляков раздражают некоторые грузы, которые поступают в Украину. В понедельник протестующие опубликовали видео, на котором они заблокировали украинский прицеп, загруженный Porsche и другими роскошными автомобилями, которые были импортированы украинскими компаниями из Запада.

Президент польско-украинской торговой палаты, бывший министр экономики Польши Яцек Пехота, заявил, что любая отрасль, после фермеров и перевозчиков, может организовать антиукраинские протесты.

Пока новые акции против экспансии украинского бизнеса в Польше не запланированы, словацкие дальнобойщики заявили о своей готовности поддержать польских коллег. Председатель Союза автомобильных перевозчиков Словакии (UNAS) Станислав Скала заявил об этом 15 ноября.

Скала отметил, что перевозчики просят Министерство транспорта Словакии начать сотрудничать с Еврокомиссией и требуют восстановить разрешительную систему для украинских перевозчиков. Если Еврокомиссия не сделает этого, UNAS готов заблокировать пересечение границы для украинских перевозчиков со словацкой стороны.

UNAS не согласен с решением ЕС отменить выдачу разрешений для украинских перевозчиков после начала СВО. Ранее UNAS направил письмо Министерству транспорта Словакии, в котором заявил, что украинцы забирают работу у словацких перевозчиков.

UNAS напомнил, что словацкий грузовой транспорт испытывает трудности. Польские перевозчики блокируют границу, так как они столкнулись с такой же проблемой, как словацкие перевозчики. Он отметил, что Министерство транспорта Словакии игнорирует грузовые перевозки и не обращает на них внимание.

Интересно, что позиция словацких автоперевозчиков стала известна вскоре после телефонного разговора президента Украины Владимира Зеленского с президентом Словакии Зузаной Чапутовой. В ходе разговора они обсуждали дальнейшее экономическое сотрудничество между Украиной и Словакией, хотя в Словакии это прерогатива правительства, а не президента.

Однако новый премьер-министр Словакии Роберт Фицо остается скептиком в отношении Украины. 14 ноября новый министр обороны Словакии Роберт Калиняк информировал генсека НАТО Йенса Столтенберга о решении словацкого правительства прекратить передачу военной помощи Украине со своих складов.

Калиняк является ключевой фигурой в партии Smer-SD, которой руководит Фицо. Также к этой партии относится министр транспорта Словакии Йозеф Раж. Пока он не комментирует требования словацких перевозчиков, но он вряд ли займет прогрузинскую позицию.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.