Новый монарх Таиланда
Таиланд, пожалуй, единственная страна Юго-Восточной Азии, которая избежала европейской колонизации.
Поэтому слово «тай» или «тхай» означает «свобода».
Свобода народа, которую смогла обеспечить тайцам сильная и ответственная монархическая власть.
Преобладающей религией Таиланда является буддизм, и следовательно, монархия основана на древних буддистских традициях.
Это священная монархия, продолжающая линию древних правителей и уходящая в глубины времени.
Короли Индии и Индокитая традиционно рассматривались не просто как светские правители, но как хранители религии, как священные авторитеты.
Поэтому функции сакрального монарха в Таиланде сопряжены с тем, чтобы разрешать накапливающиеся противоречия между партиями, классами, этническими и религиозными группами населения.
В Таиланде кроме тайцев, живут лаосцы, а также малайцы, хмонги, кхмеры, а наряду с подавляющим большинством буддистов, на юге часть малайцев исповедует ислам.
Чтобы между различными сегментами общества не возникали конфликты и столкновения, а это постоянно происходит в окружающих Таиланд странах, и необходима монархическая власть.
В этом миссия короля — не столько управлять государством, сколько служить постоянной опорой для всего тайского народа, осенять своим присутствием политическую, социальную и хозяйственную жизнь.
Для западного человека Модерна такая королевская власть может показаться атавизмом — что это за король, который не правит. Но для буддистского сознания недеяние важнее, чем деяние, а созерцание — важней активности.
В этом вся суть восточной этики и метафизики: земной мир — лишь суета копошащихся теней, потоки дхарм. Все здесь призрачно и иллюзорно.
Поэтому во главе общества стоит не тот, кто больше других погружен в стихию власти, управления, вмешательства в общественные и политические процессы, а тот, кто наиболее от них отстранен.
В этом и состоит сакральность монарха — он царствует, но не правит.
Он стоит над миром иллюзии, соединяя человечество, вращающееся в круге сансары, космической суеты, с непоколебимым метафизическим миром абсолюта, где эта суета соприкасается с неизменной неподвижной вечностью нирваны.
Прекрасная и глубокая идея монархии, дающей народу свободу, мудрость и спасение.
Конечно, монархический строй не исключает кризисов и потрясений.
Так, в 2014 году в Таиланде произошел, по сути, государственный переворот, и политическую власть захватила группа военных, чтобы не допустить начала гражданской войны между противоборствующими политическими силами.
Их лидером стал командующий сухопутными войсками генерал Прают Чан-Оча. Он и возглавил военное правительство Таиланда.
Но это не отменило монархию, институт которой выше политики.
И вот сегодня интеррегнум заканчивается, и на престол входит новый священный буддистский монарх Вачиралонгкорн.
Можно вспомнить, что между тайской монархией и русской монархией традиционно существовали очень тесные связи.
Ведь и русская монархия была в своих корнях сакральной, только в ином, христианском смысле.
Но и в нашей православной традиции монарх, царь имеет духовное метафизическое значение.
Он также является гарантом религиозной метафизической легитимности политического строя.
Даже официальный гимн Таиланда был написан в 1888 году русским композитором Щуровским.
До сих пор он является гимном королевского дома Таиланда и звучит сегодня во время восхождения на престол нового тайского монарха.
Его коронация проходит под русскую музыку.
Стоит и нам обратить внимание на священные корни института монархии. Монархия — это мудро, глубоко, священно, но, кроме того, это еще и красиво. Гораздо эстетичнее политической возни самовлюбленной черни…