Китайских судостроителей можно поздравить с очередным большим успехом.  На заводские ходовые испытания 19 декабря 2016 года вышел крупнейший в мире   корабль комплексного снабжения проекта 901, построенный для ВМС НАОК.  

Издание BMPD отмечает, что новый китайский корабль   имеет оценочное полное водоизмещение 55 тысяч тонн, наибольшую длину 239,5 м и ширину 30,5 м. Для сравнения — входящие сейчас в состав Командования морских перевозок ВМС США три  корабли комплексного снабжения типа Supply имеют полное водоизмещение около 50 тысяч тонн и наибольшую длину 229,8 м.

Китайская «Березина». Юрий Селиванов

При первом же взгляде на новое чудо китайского военного судостроения, в моей памяти моментально ожила картинка тридцатилетней давности. Из окна автобуса, въезжавшего по мосту в город корабелов Николаев, открывался отличный вид на гавань СРЗ им. 61 коммунара, посреди которой стоял серая громадина — корабль комплексного снабжения «Березина», тогдашнее чудо советского кораблестроения.  Даже внешне он производил неизгладимое впечатление. Огромный, мощный корабль внушавший уважение к стране, его создавшей.

Китайская «Березина». Юрий Селиванов

Архитектура нынешнего китайского новодела с головой выдает его советскую «родословную». И это подтверждается фактами. В начале нулевых годов «Березина» оставшаяся не у дел в обездвиженном российском флоте, была, как официально утверждалось, продана слом в КНР.

Как именно китайцы «ломали» доставшиеся им практически за бесценок уникальные советские военные корабли сегодня уже хорошо известно. Они разбирали их буквально до винтика, срисовывали  мельчайшие детали конструкции, проводили экспертизы всех металлов и сплавов, из которых они были построены. Впрочем, в некоторых случаях, в придачу к практически дармовому приобретению, они получали еще и вагон-другой полной технической документации по данному проекту.

Именно так случилось с проданным Украиной Китаю за смешные двадцать миллионов долларов авианосец «Варяг», один только проход которого по Черноморским проливам обошелся Пекину в 300 миллионов «зеленых» торгового контракта с Турцией.  Каким-то загадочным образом вся техдокументация данного проекта из российского Санкт-Петербурга перекочевала в китайский Далянь. Именно благодаря этому, сегодня китайцы бешеными темпами сооружают уже второй авианосец того же советского типа.

Китайская «Березина». Юрий Селиванов

И если бы это китайское ускорение касалось только военно-морского флота! Развитие китайских военно-воздушных сил, сухопутных войск, ракетного потенциала невозможно себе представить без того же советско-российского «бустера».

Основу китайских ВВС до сих пор составляют самолеты, построенные на базе советских моделей.  В облике новейшей китайской зенитно-ракетной системы даже дилетант легко угадает российскую С-300.

Китайская «Березина». Юрий Селиванов

Ракетно-космическая программа КНР до сих пор представляет собой такую себе «копипасту» советской, начиная от внешнего вида скафандров, до конструктивных особенностей ракет –носителей и космических кораблей.  Причем, нельзя исключать, что в китайских запасниках находятся не только уже реализованные в Союзе и РФ конструкции, но и те которые были воплощены только в чертежах.

Китайская «Березина». Юрий Селиванов

В целом, в этом нет никакой тайны. Равно как и в том, что китайская промышленная экономика  изначально была построена на принципе слепого копирования. И китайцы самостоятельно ни в коем случае не смогли бы так быстро продвинуться, особенно в специфической военно-технической сфере, без режима наибольшего благоприятствования, прежде всего —  со стороны России.

Между тем, вопрос о степени военно-политической  целесообразности такого благоприятствования публично практически не обсуждался. Сразу после развала Союза казалось вполне естественным распродать то, что нам самим было «уже не нужно».  Тем более, что в этом были весьма материально  заинтересованы вполне определенные персоны и структуры. Потом, когда дела в РФ вроде бы пошли на лад, отношения с Китаем стали весьма дружественными. И лишних вопросов о целесообразности такой широкой военно-технологической поддержки ближайшего геополитического партнера также не возникало.

Не возникает их и сейчас. Между тем, Китай становится мировым гигантом первой величины. А его глобальные амбиции растут не по дням,а по часам. Российская Федерация сегодня оказалась фактически на перепутье между Китаем и Западом. При этом, продолжая всемерно усиливать Китай,  она автоматически закрепляет свой статус все более младшего партнера в этом тандеме. Насколько это отвечает коренным российским интересам – большой вопрос. Не говоря уже о том, что форсированное наращивание за счет российского «бустера» военной мощи КНР явно противоречит интересам США, которые, при президенте Дональде Трампе, все больше склоняются к варианту трехстороннего баланса мировых сил с центральной ролью России.

Между тем, буквально на днях, объявлено о скором начале поставок в КНР новейших российских истребителей Су-35, которые многие специалисты называют лучшими в мире. Китайцы, как всегда, купят весьма небольшую партию – где-то около 20 машин. А необходимое им куда большее количество они сами размножат методом все того же копирования. В общем – здесь явно есть о чем подумать. Китай России, конечно,  не враг и, дай Бог, никогда им не будет. Но держать перед ним ворота настежь открытыми, как это было в недавнем прошлом, России явно не стоит. Бережёного — Бог бережет!