Пока не введем персональную ответственность руководителей в сфере госзаказа — не победим коррупцию | Продолжение проекта «Русская Весна»

Пока не введем персональную ответственность руководителей в сфере госзаказа — не победим коррупцию

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: о хищениях в системе закупок на подведомственных предприятиях госкорпораций «Роскосмос» и «Ростех». Похищены более 1,6 млрд рублей, выделенных на модернизацию производственной базы и создание новейших перспективных разработок вооружения. В ходе проверок Генпрокуратура обнаружила факты неправомерного распоряжения средствами, завышения стоимости самих работ, срыва сроков их исполнения. Доклад генпрокурора Юрия Чайки об этой экономической трагедии представлен в Совет Федерации.

Журнал «Цифровые Закупки» обратился за комментарием к председателю Национального антикоррупционного комитета Кириллу Кабанову.

— Кирилл Викторович, как контрольным органам удалось выявить эти бюджетные потери?

— Заявления, которые сегодня сделала Генпрокуратура, являются развитием антикоррупционной истории, начавшейся еще около трех лет назад. Тогда были громкие дела и аресты в высокотехнологичных отраслях. При этом многие нелегальные схемы были вскрыты благодаря бдительности корпоративных органов экономической безопасности и контроля за активами компаний. Эти департаменты компаний сотрудничают с правоохранительными органами.

— Почему хищения такого масштаба происходят в самой чувствительной и важной для государства отрасли?

— Дело в том, что закупки в высокотехнологичных отраслях, в НИОКР, наряду со сферой IT являются наиболее рискованными с точки зрения различных злоупотреблений. Мы это подчеркивали в ходе форума-выставки «Госзаказ». Ведь продукт такого формата сложно подсчитать, сложно сформулировать, что он из себя представляет, чтобы наделить его четкими признаками. Это дает почву для нарушений. Регуляторы пока не смогли создать единый механизм формирования цены для такого рода продукции. Огромные средства бюджета, которые сюда вкладываются, привлекают внимание недобросовестных участников закупок. Чем больше средств — тем больше рисков.

— Насколько эффективными, на ваш взгляд, являются предложения по реформе законодательной базы в государственных закупках? Снизит ли это издержки в наукоемких отраслях экономики?

— Все понимают: систему госзаказа надо менять. Понятны схемы, по которым утекают средства, известны ошибки и технологические сбои. При этом, идеи по регулированию ценообразования, мне сейчас кажутся не принципиальным вопросом. Гораздо более важной задачей является организация самих торгов и формирование заданий. Я считаю, пока мы не введем персональную ответственность руководителей в сфере госзаказа за эффективное использование бюджетных средств, проблема будет острой. До тех пор, пока они могут переводить стрелки на мелких исполнителей, мы результатов не добьемся.

— Принцип персональной ответственности за государственные проекты характерен для сталинской индустриализации. Неужели необходима столь жесткая кадровая дисциплина?

— По количеству и качеству вызовов, которые сегодня стоят перед страной, эта историческая ситуация выглядит сопоставимой. Ведь речь идет о национальных проектах, инициированных Президентом, которые находятся под угрозой срыва. Большинство руководителей сегодня, особенно в области IT, в случае чего, оправдывают себя тем, что ничего не знают. Поэтому мы, в свою очередь, начали действовать по-другому. Если видим возможность злоупотреблений, то заранее информируем руководителя, что в сфере его ответственности возможны злоупотребления. Эти предупреждения являются официальными, и в случае уголовных дел или иных разбирательств, ситуация трактуется соответствующим образом. Руководитель уже не может просто сослаться на неведение. Тем более, что мы прекрасно знаем самые уязвимые места системы закупок. Уверен, что необходимо и дальше работать над прозрачностью государственных контрактов.

— Прокомментируйте инициативу наделения Счетной палаты новыми функциями проверки счетов дочерних структур госкомпаний. Сделает ли это закупки более честными?

— Мы давно ратуем за такое решение. Крайне важно оценивать обоснованность и целесообразность бюджетных трат. Сейчас Счетная палата, к сожалению, работает постфактум, «по хвостам». Деньги уже зачастую выведены за рубеж, и не представляется возможности их вернуть даже в рамках уголовного процесса. Вот почему было бы весьма разумно заранее посмотреть: нужна ли та или иная крупная закупка, обоснованы ли затраты на тот или иной проект? Считаю, что расширение полномочий Счетной палаты — это очень действенный механизм контроля за бюджетными расходами.

2 394