Зима близко | Продолжение проекта «Русская Весна»

Зима близко

14 апреля в 21:00 по времени Восточного побережья США стартовал восьмой, последний сезон легендарного сериала «Игра престолов», снятого по мотивам грандиозной эпопеи Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени».

К сериалу (да и к самой саге, которая на данный момент включает в себя пять объёмистых томов, не считая псевдоисторической «хроники» «Пламя и кровь» и нескольких новелл-приквелов) можно относиться по-разному. Помимо миллионов фанатов телеверсии, которые не читали книг Мартина, существует армия фанов «Песни», принципиально не смотревших сериал.

Есть люди, которые на дух не переносят ни книги, ни их экранизацию (и очень любят бравировать своей «инаковостью» в компаниях и соцсетях), а есть те, кому доставляет удовольствие читать и перечитывать эпопею и пересматривать её киновоплощение.

Я, пожалуй, отношусь к последним. Где-то в конце 2000 года, блуждая между стеллажей книжного магазина «Москва», я наугад взял с полки глянцевый томик неизвестного мне автора (это было первое издание «ПЛиО» в серии «Век дракона»), раскрыл, пробежал глазами несколько страниц… и попался.

Удивительный мир пустынных заснеженных лесов за колоссальной Стеной, где на разведчиков Ночного дозора, носящих чёрное, охотятся скользящие во тьме зловещие Иные с ледяными клинками, захватил меня с первых же строчек.

Я стал преданным читателем Мартина, советовал его книги друзьям и знакомым, зарегистрировался на форуме «7 kingdoms», ругал неточности перевода и небрежность редакторов и корректоров издательства АСТ, бывая за границей, покупал томики в мягкой обложке, чтобы читать сагу в оригинале. Когда в 2011 году HBO начало показ сериала, я, как и многие другие фанаты ПЛиО, воспринял это с опаской: слишком многое в телеверсии было не так, как в книге, а многое не совпадало со сложившимися за годы чтения представлениями о мире, созданном Мартином.

Но за те восемь лет, что прошли с момента первого появления на экранах героев саги — благородного Неда Старка и его детей, весёлого пьяницы короля Роберта и его коварной жены Серсеи, харизматичного Джейме по прозвищу Цареубийца, умного и обаятельного карлика Тириона и десятков других (в сериале более сорока условно «главных персонажей», а в книгах их в разы больше), изменилось очень многое.

Во-первых, сериал, который поначалу имел довольно скромные рейтинги (первый эпизод посмотрели всего лишь 2,2 млн зрителей, а к концу первого сезона аудитория выросла всего на 800 тыс. человек), превратился в один из самых популярных и кассовых в мировой истории.

Последнюю серию седьмого сезона смотрели уже 12 млн зрителей, а средняя легальная аудитория сериала в США выросла до 31 млн — учитывая, что многие качают «Игру» с торрентов пиратским способом, эту цифру нужно умножить в несколько раз (по данным компании MUSO, проводившей исследования по всему миру, на каждого зрителя, заплатившего за просмотр, приходится до 30 «зайцев», то есть мировая аудитория «Игры» приближается к миллиарду). Джордж Мартин не грешит против истины, когда заявляет, что «Игра» — это самый успешный сериал в мире.

Во-вторых, образы, созданные актёрами и продюсерами сериала, прочно внедрились в массовое сознание, и даже те поклонники саги, которые многие годы рисовали в своём воображении собственные портреты героев Мартина, теперь вряд ли смогут представить себе, скажем, Джона Сноу иначе, как в исполнении Кита Харрингтона, а Дейенерис Таргариен отдельно от актрисы Эмилии Кларк (хотя описание этих персонажей в книге существенно отличается от экранных образов).

В-третьих, нравится это кому-то или нет, но благодаря сериалу фэнтезийный мир, придуманный Джорджем Мартином, стал неотъемлемой частью массовой культуры первой четверти XXI века. А это значит, что многие идеи и концепции американского фантаста проникли в сознание людей по всему миру, преодолевая таможенные и идеологические барьеры. Выдуманная вселенная «Игры престолов» оказывает вполне конкретное воздействие на нашу реальность. Например, в 2016–2017 годах потоки китайских туристов хлынули в страны, которые до того жителей Поднебесной совсем не интересовали, — в Северную Ирландию, в Хорватию и даже в холодную Исландию. Причина — растущая популярность в Китае сериала «Игра престолов», многие сцены которого снимались в этих местах (и это несмотря на то, что в КНР сериал демонстрировался в существенно урезанном цензурой виде).

Иными словами, Джордж Мартин придумал мир, который привлекает миллионы (если не миллиарды) людей по всей Земле. Сравнить его в этом смысле можно разве что с Дж. Р. Р. Толкином, но пик популярности последнего уже позади, а влияние Мартина и его «Песни Льда и Пламени» на массовую аудиторию только крепнет и расширяется, и конца этому не видно — после завершения восьмого сезона создатели «Игры» собираются выпустить несколько сериалов-приквелов.

Тем более обидно, что, в отличие от своего кумира Толкина, Мартин не смог избежать соблазна провести параллели между персонажами своей саги и реальными политическими деятелями — своими современниками. Как известно, Толкин никогда публично не высказывался о связях между событиями во «Властелине Колец» и мировой политикой XX века.

Существует множество интерпретаций образа Саурона, Кольца Всевластья и его уничтожения в пламени Роковой горы, но сам Толкин на прямые вопросы интервьюеров не отвечал и отделывался в лучшем случае намёками. А вот Мартин с удовольствием идёт журналистам навстречу — и тем самым серьёзно опускает планку созданного им эпоса.

«Я ещё во время предвыборной кампании говорил, что Трамп больше всего напоминает мне Джоффри. У них одинаковый уровень эмоциональной зрелости. Джоффри тоже любит всем повторять, что он король, и думает, что корона даёт ему возможность делать что угодно. И хотя у нас не абсолютная монархия, как в Вестеросе, а конституционная республика, Трамп, похоже, не знает, что это значит. Он тоже думает, что президентский пост даёт ему власть делать что угодно. Так что да, Джоффри — это Трамп», — заявил писатель в интервью главному рупору американских либералов, газете The New York Times.

Джоффри, если кто не помнит, это едва ли не единственный персонаж саги, которого Мартин нарисовал исключительно чёрной краской, — садист-подросток, ставший королём после того, как подстроил гибель своего отца на охоте. Он мучает животных, избивает свою невесту, приказывает казнить её отца — в общем, совершает множество мерзких и злых поступков, пока наконец не умирает от яда на свадебном пиру.

Сравнение Трампа с Джоффри наверняка пришлось по душе аудитории NYT, но оправданно ли оно на самом деле? Трамп не сделал (по крайней мере, пока) ничего такого, за что его можно было бы заклеймить как убийцу или садиста. Он не развязывал войн, как Клинтон или отец и сын Буши, и даже не поддерживал бомбардировки суверенной страны (Ливии) ради свержения законного правительства, как кумир либералов Обама. Он укрепляет экономику США, создаёт миллионы новых рабочих мест для американцев. Казалось бы, как можно возражать против уменьшения безработицы? Оказывается, можно, да ещё как!

«Существует угроза изменения климата, которая, на мой взгляд, убедительно подтверждена большинством данных и признаётся 99,9% научного сообщества, — доверительно сообщает Мартин в том же интервью. — Эта угроза вполне способна уничтожить мир, а мы, вместо того чтобы считаться с ней, переживаем из-за следующих выборов и других насущных проблем вроде рабочих мест. Рабочие места, конечно, очень важны. Всё это важные проблемы. Но ни одна из них не будет важна, если, например, мы погибнем или наши города уйдут под воду. Так что борьба с изменениями климата должна быть задачей первостепенной важности для любого политика, способного заглянуть дальше следующих выборов, но таких, к несчастью, совсем мало».

Нетрудно догадаться, кого он имеет в виду: всё того же Б. Х. Обаму, который не щадя живота своего боролся с глобальным потеплением (что в итоге вылилось в многомиллионные распилы государственных субсидий частными компаниями, продвигавшими «зелёную энергетику»).

Дональд Трамп, вышедший из Парижского соглашения по климату, — это, согласно Мартину, безответственный политик, который заботится лишь о собственном переизбрании, и поэтому создаёт новые рабочие места для миллионов американцев. Подумаешь, рабочие места! Кому они будут нужны, если глобальное потепление уничтожит всю нашу цивилизацию?

Конечно, суперуспешный писатель, который несколько лет назад купил себе городской кинотеатр, чтобы смотреть там в компании друзей любимые фильмы, может позволить себе размышлять о судьбах человечества, а не о том, куда деваться его безработным согражданам. Но, признаюсь честно, от человека, который создал мир, завороживший миллионы читателей и сотни миллионов зрителей, ожидаешь более мудрых и взвешенных суждений.

Когда Мартин осенью 2016 года назвал Трампа «президент pussygrabber», это было ещё хоть как-то объяснимо: тогда никто ещё не знал, какой политический лидер получится из эксцентричного миллиардера, а его «сексистские» заявления воспринимались в либеральной среде как опасный эпатаж. Но спустя два года (а интервью в NYT появилось в ноябре 2018-го) любой непредвзятый наблюдатель мог уже сделать вывод о том, что в лице Дональда Трампа Америка получила одного из наиболее энергичных и заботящихся о её благополучии президентов.

Но с точки зрения Джорджа Мартина Трамп всё равно безумный садист Джоффри. А главная идея «Песни Льда и Пламени» (ну и сериала, очевидно) вообще напрямую связана с изменением климата. «Читатели должны были догадаться, что основной проблемой произведения является игнорирование главными героями угрозы глобальной катастрофы». Только в фэнтезийном мире Вестероса эта угроза — наступление планетарной Зимы (отсюда и известное уже во всём мире выражение «Зима близко», изначально девиз одного из Великих Домов Семи Королевств), а в нашем — глобальное потепление.

Между тем несмотря на то, что глобальное потепление действительно признаётся научным фактом многими учёными мира, западная пресса не раз сообщала о скандалах, связанных с подтасовкой данных об изменениях климата. Например, в феврале 2017 года сотрудник Национального управления океана и атмосферы США Джон Бэйтс слил информацию о том, что его ведомство подделало отчёты о наблюдениях за климатом, попросту уничтожив факты, доказывающие, что за четверть века — с 1989 по 2013 год — повышений средней температуры на планете Земля не отмечалось. Сделано это было для того, чтобы на Парижской конференции по климату в 2015 году экологи-алармисты сумели бы протащить тот самый договор, из которого впоследствии вышел Трамп.

Не исключено, что рано или поздно выяснится: вся афера с глобальным потеплением была подстроена бюрократами от науки (на исследования ГП ежегодно выделяются гигантские суммы) и поддержана странами, заинтересованными в том, чтобы получить конкурентное преимущество над США (в первую очередь Китаем). А на самом деле не потепление нам грозит, а — в полном соответствии с книгами Мартина — новый Ледниковый период.

Вот только сам Джордж Мартин, поставивший придуманную им вселенную на службу либеральному сообществу США, такому повороту сюжета вряд ли обрадуется.