Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!
Инициатива мира | Продолжение проекта «Русская Весна»

Инициатива мира

01.02.2020 - 18:352 358БАБИЦКИЙ Андрей

Пару дней назад анонимные шутники разместили в Киеве десяток билбордов со слоганом «Россия — наш стратегический партнёр». Полиция быстро поставила точку в безобразии, ободрав наклеенные плакаты. Однако в украинской политике пророссийская линия, отминусованная с учётом местной специфики, продолжает набирать обороты. Украинский политик Виктор Медведчук, которого можно считать сторонником дружеских отношений с Россией, намерен выступить в Государственной думе и обрисовать новые и неожиданные перспективы мирного урегулирования.

Медведчук рассказал о своих планах презентовать некие новшества по переговорам в рамках нормандского формата. Сама по себе эта новость едва ли заслуживала бы внимания, если бы речь не шла о презентации согласованных Медведчуком с немецкими парламентариями переговорных позициях. Он неоднократно встречался с Владимиром Путиным и обсуждал с ним в том числе и проблему мирного урегулирования в Донбассе. Это страшно раздражало украинского президента, но как-то повлиять на происходящее Владимир Зеленский не имел возможности. Путин и Медведчук встречаются тогда, когда хотят, и обсуждают то, что считают нужным. Изменить эту диспозицию Зеленский не в состоянии.

Презентация в Государственной думе (что бы там ни было презентовано) — мероприятие с далеко идущими последствиями. Фактически речь идёт о полноценном межпарламентском сотрудничестве. Виктор Медведчук — глава фракции, набравшей второе по количеству число голосов на парламентских выборах после «Слуги народа».

Не исключено, что после позорного демарша в Польше украинский лидер закрыл себе дорогу в Москву (пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков выразил сомнение в том, сможет ли Зеленский присутствовать на празднованиях в честь победы в Великой Отечественной войне). Вероятно, под вопросом и возможность продолжить диалог с президентом России на тех международных площадках, где они будут пересекаться. Медведчук в этой ситуации становится для Банковой последней соломинкой, за которую можно ухватиться, чтобы возобновить контакт с Кремлём.

Но гораздо существеннее тот момент, что именно на парламенты четырёх стран будет возложена ответственность за полномасштабное мирное урегулирование. Собственно, это и является базовой инициативой Медведчука, которую можно рассматривать как реализацию идеи Владимира Путина, поддержавшего 20 декабря парламентское измерение нормандского формата. Законодатели четырёх стран, после того как Медведчук поставит в известность российских депутатов о новой схеме переговорного процесса, получат возможность своими усилиями подвести финишную черту под боевыми действиями в Донбассе. Роль главного миротворца в этом случае достанется спикеру нижней палаты Федерального собрания России Вячеславу Володину.

С большой долей вероятности именно это и стало предметом договорённостей между Медведчуком и немецкими парламентариями.

Отличие нынешней ситуации от той, в которой жила Украина при Петре Порошенко, заключается в том, что пару лет назад презентация миротворческих инициатив в российском парламенте гарантированно была бы квалифицирована как предательство и измена. Инициатор такой презентации после возвращения в Киев без вариантов был бы доставлен в СИЗО. Горизонт возможностей раздвигается прямо на наших глазах. Конечно, не до слогана «Россия — наш стратегический партнёр», но возможность презентации и получения поддержки со стороны российских депутатов уже не кажется запредельной и уголовно наказуемой выходкой.

Отдельная тема — это содержание тех договорённостей, которые достигнуты с немцами. Известно, что Медведчук выступает за имплементацию политических пунктов Минских соглашений в полном объёме без всякой их корректировки. Едва ли его позиция переменилась после общения с немецкими депутатами. А это означает, что у мирного процесса появляется ещё один фронт поддержки — законодательный. И Медведчук монтирует новую переговорную схему, включая в неё новый и очень существенный элемент. До этого мирный процесс был исключительной компетенцией исполнительной власти стран — участников нормандских переговоров. Встречи в рамках формата являлись прерогативой либо министров иностранных дел, либо глав государств.

Поправки в Конституцию, предложенные президентом России, меняют статус парламента, превращая его в одну из самых значимых и влиятельных ветвей власти. Понятно, что такой болезненный вопрос, как война в Донбассе, не может оставаться вне поля зрения парламентариев. Вячеславу Володину уготована нелёгкая миссия — взять на себя ответственность за дальнейший ход переговоров. Если ключевыми участниками процесса становятся законодатели, то украинской стороне можно поаплодировать: в тренде на прекращение войны она будет иметь дополнительный, хотя, скорее всего, не самый существенный голос.

Выстроить дополнительную линию и, по всей вероятности, превратить её в основную на уровне законодательной власти — очень эффективный, эффектный и важный шаг, смысл которого не просто в механическом умножении связей. Главное — это сделать переговоры безальтернативной реальностью. Дополнительные силы, переброшенные на этот участок, помогут обвязать и лишить дееспособности тех, кто считает военное насилие ключом для разрешения конфликта.

Выбор читателя

Топ недели