Польша видит себя естественным лидером в Восточной и Центральной Европе.
Новое правительство страны пытается урвать больше суверенитета от слабеющего ЕС, одновременно ужесточая политику в отношении Москвы.
Впрочем, неоднородность интересов восточноевропейских государств делает маловероятным их объединение в один сплоченный антироссийский альянс, отмечает Stratfor.
Европейский союз разваливается, а Россия становится все более активной в бывшей сфере влияния Советского Союза. Неудивительно, что ряд стран объединяется против Москвы, в то же время испытывая раздражение
После прихода к власти польская партия «Право и справедливость» сосредоточила свою внутреннюю политику на мерах контроля, а внешнюю — на противостоянии евроинтеграции и укреплении связей со странами Центральной и Восточной Европы. Обе эти стратегии нацелены на подготовку страны к проблемам ЕС и потенциальной агрессии со стороны России.
Польша начала в
По мере того как Европа становится более разделенной, преимущества в сфере экономики и безопасности, которые должны были последовать в связи с членством в ЕС, более не кажутся очевидными некоторым странам Центральной и Восточной Европы. По мнению аналитиков Stratfor, только по одной этой причине Польша и Венгрия уже критикуют и собираются критиковать в будущем институты ЕС. Они будут выступать за замораживание процесса интеграции континента, в то же время пытаясь вернуть себе национальные прерогативы, которые были переданы Брюсселю.
Страх российской агрессии может считаться объединяющим фактором для стран Центральной и Восточной Европы. Румыния и Литва разделяют польские взгляды, когда речь заходит о России, поддерживая более сильные связи с НАТО в регионе и существующий санкционный режим. Польша, Литва, Румыния и Словакия также обеспокоены зависимостью от российских энергоресурсов, уточняет Stratfor. В частности, Словакия присоединилась к Польше в ее противостоянии газопроводу «Северный поток — 2». Варшава, отмечают эксперты, обеспокоена, скорее, политическими результатами этого проекта, который намерен сблизить Россию и Германию. Словакию же больше волнует финансовый вопрос, так как страна потеряет миллиарды долларов
Впрочем, отмечает Stratfor, между Польшей и этими странами довольно много различий. Так, Польша и Венгрия
Словакия, подобно Венгрии, придерживается более «компромиссной политики» в отношении России, так как газ и топливо для построенных Россией АЭС все еще поступают из России. В свою очередь, Литва, разделяющая отношение Польши к России, не поддерживает евроскептиков. Будучи маленькой страной, окруженной мощными державами, Литва полностью выступает за евроинтеграцию.
Новое правительство Польши, утверждают аналитики Stratfor, существенно не изменит внешнюю политику страны или геополитику Центральной и Восточной Европы. По большей части приоритеты нынешних властей совпадают с линией предшественников. Однако «Право и справедливость» будет настаивать на ужесточении позиции по России и наращиванию присутствия НАТО в регионе.
Центральная и Восточная Европа слишком неоднородна, чтобы сформировать сплоченный блок. По многим вопросам Польша может скооперироваться с Венгрией, Румынией, Литвой и Словакией, но их цели и интересы по другим вопросам будут различаться.
За пределами ЕС частью альянса стран, окружающих Россию, может стать Турция, особенно учитывая недавнее охлаждение отношений Анкары с Москвой. В подобной структуре главным игроком может также стать Румыния, будучи крупнейшим членом ЕС со стратегическими интересами на Черном море. Кроме того, Бухарест весьма озабочен военным присутствием России в Крыму и Молдавии. Безусловно, этот союз может и не сформироваться, утверждают эксперты Stratfor, к тому же для эффективной деятельности ему понадобится активная поддержка со стороны США.
Впрочем, интересы стран Восточной Европы медленно, но верно начинают совпадать, и Польша, несомненно, станет частью этого процесса, прогнозирует Stratfor.