Мундиаль как вклад в ВВП

24.07.2018 - 10:48   2 226

Экономист Никита Моисеев — об эффекте от мирового футбольного первенства.

После того как чемпионат мира по футболу 2018 года подошел к концу, настало время подвести некоторые его итоги. В данном случае имеются в виду не спортивные успехи нашей национальной команды, которые, безусловно, достойны уважения, а скорее социально-экономические последствия от проведения такого масштабного спортивного мероприятия. Еще перед его началом оргкомитетом мундиаля было представлено общественности обширное исследование влияния чемпионата мира на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на экономику страны.

Согласно опубликованным данным, суммарное влияние ЧМ-2018 на российскую экономику за 2013–2018 годы (время подготовки к турниру) оценивается в 867 млрд рублей, притом что номинальный ВВП за 2017 год составляет порядка 92 трлн рублей. Таким образом, за каждый год подготовки и проведения мундиаля ЧМ добавлял к экономике России по 0,16% от ее годового ВВП.

Звучит не так плохо, учитывая, что рост индекса физического объема ВВП в последние годы держится в пределах 2%. Однако здесь необходимо отметить, что львиную долю влияния ЧМ на ВВП, а именно 85%, составляют инвестиции в инфраструктуру и операционные расходы в то время, как вклад туризма оценивается только лишь в размере 15%.

За один месяц проведения мундиаля в российскую экономику поступили дополнительные 235 млрд рублей: 121 млрд рублей потратили болельщики, а 114 млрд рублей — организаторы ЧМ-2018. Исходя из этих цифр, можно посчитать, что прирост ВВП только за счет фанатов в этот месяц у нас составил 1,6%. Вклад в годовой рост экономики составит 0,13%.

Из 121 млрд рублей, потраченных болельщиками, около 20–30 млрд рублей пришлись на рестораны и магазины. Это плюс 1,25% в увеличение розничного товарооборота. Спрос формирует цену, поэтому увеличилась и инфляция в период мундиаля. В июне она составила 0,5% против 0,4% в мае. Хотя обычно летом рост цен замедляется в связи с поступлением на рынки овощей и фруктов нового урожая. В целом в годовом выражении вклад ЧМ-2018 в инфляцию составит примерно 0,2–0,3%.

Экономический эффект от чемпионата на перспективу будет связан с возможным увеличением турпотока: иностранцы своими глазами увидели, что в России не так уж и холодно и медведи по Красной площади не гуляют. Увеличение потока туристов в Россию может приносить дополнительные 70 млрд рублей в год.
В этом разница между чемпионатом мира — 2018 и зимней Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Олимпиада проводилась только в одном городе и впоследствии послужила развитию в основном внутреннего туризма. Мундиаль же прошел в 11 городах и дал туристам возможность увидеть если не всю Россию, то хотя бы ее четверть. К тому же многие иностранные болельщики брали экскурсии в другие города: например, в Суздаль, Сергиев Посад. Увиденного уже достаточно, чтобы в будущем захотеть приехать к нам в отпуск с семьей или порекомендовать нашу страну для проведения в ней каникул знакомым.

Помимо туристической области, можно записать в сферу позитивного влияния ЧМ стремительный рост производства спортивных товаров и доходы спортивных секций, в которые родители уже с 2013 года начали массово записывать своих детей.

Однако главные итоги проведения чемпионата все-таки не экономические, а социально-культурные. ЧМ по футболу оказал огромное воздействие на граждан России: повысил популярность физкультуры, расширил кругозор, укрепил патриотические чувства, побудил к изучению иностранных языков, наладил межкультурные связи и т. д. Поскольку все эти факторы являются неотъемлемой частью функционирования развитого процветающего гражданского общества, вложенные в ЧМ средства вполне можно считать оправданными с точки зрения социального развития России. Ну, а главное, западные болельщики лично убедились, что Россия вовсе не такая страшная, как утверждают их СМИ.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.