Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!

Бензин бьёт рекорды: что принесет июль российскому рынку топлива

07.07.2020 - 17:392 082

Увеличение объемов производства по-прежнему отстает от спроса, что приводит к дальнейшему росту оптовых цен, которые достигли исторических максимумов. При этом правительство не намерено досрочно отменять запрет на импорт нефтепродуктов, введенный в целях поддержки отечественных нефтепереработчиков. 

На сегодняшний день самое тяжелое положение сложилось в секторе независимых АЗС, рассказал ИРТТЭК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Прежде всего, по ним бьет диспаритет оптовых и розничных цен. Поставленные правительством ценовые ориентиры не позволяют повышать цены в рознице выше официальной инфляции. Оптовых цен это ограничение не касается, в результат они достигли значений, которые не позволяют покрывать производственные издержки.

О том, что текущая рыночная ситуация вынуждает независимых заправщиков работать фактически в убыток, известно уже довольно давно. Ожидалось, что к июлю положение удастся исправить. Но вместо этого прибавилась новая проблема. По словам Аркуши, даже по имеющимся высоким ценам приобрести мелкооптовую партию топлива практически невозможно — его попросту нет. Некоторые АЗС из-за этого даже останавливать работу. «В первую очередь это относится к бензинам, но в некоторых регионах аналогичная ситуация сложилась и с дизелем. Топливо отпускается только для своих заправок. Независимые игроки вынуждены покупать его по завышенной цене и стоять выше рынков. При этом они не только теряют объем реализации, но и усугубляют общую ситуацию с ценами», — сетует президент РТС.

Основные причины, которые привели к нехватке предложения нефтепродуктов, назывались уже не раз. Это, прежде всего, ошибки планирования. Нефтеперерабатывающие заводы, рассчитывая на длительный период низкого спроса из-за карантина, одновременно вывели на профилактику свои мощности по производству топлива. Внезапный рост спроса в мае застал их врасплох.

Одновременно правительство снизило вдвое норматив обязательной биржевой продажи топлива и ввело запрет на импорт нефтепродуктов. В результате возникшего дефицита котировки взлетели к историческим максимумам. Последний рекорд был установлен 30 мая, когда стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 58,324 тыс. рублей за тонну, увеличившись на 0,26% по сравнению с предыдущим показателем. Повышение цен продолжается и 2 июля. Особенно много вопросов вызывает положение с дизтопливом, которое дорожает, несмотря на то, что его производство с избытком покрывает потребности.

Чужие здесь не ходят

«На биржевых торгах мы видим недостаток предложения: это по-прежнему самый главный фактор. Кроме того, есть целый ряд компаний, которые не являются доминирующими производители топлива. Они товар на бирже не продают, но при этом достаточно активно скупают топливо для собственных нужд», — говорит Евгений Аркуша. При этом он отказался назвать конкретные компании, которые ведут подобную игру.

На совещании в Минэнерго 30 июня эти вопросы обсуждались, но, похоже, в правительстве ситуацию считают штатной. Как заявил в тот же день начальник департамента нефтепереработки Минэнерго РФ Антон Рубцов в ходе конференции «Глобальный рынок нефтепродуктов 2020» ценового агентства Argus, в правительстве не видят поводов для отмены запрета на импорт нефтепродуктов. «Пока мы видим, что спрос не восстановился, мы догоняем производство, выходим на приемлемый уровень экономики. Краткосрочно взять и опять вернуть, наверное, это неправильно», — сказал он. По его словам, в июле внутренний спрос на бензин восстановится на 95% от уровня прошлого года.

Минэнерго ожидает, что объем производства автомобильных бензинов в июле вырастет и достигнет 3,55 млн т, что выше прошлогоднего уровня (3,447 млн т). При этом внутренний спрос, по прогнозам министерства, восстановится лишь на 95%. Одновременно с июля, как и было запланировано, отменяется постановление о снижении нормативов биржевой продажи нефтепродуктов.

Между тем, по словам Аркуши, по ряду направлений спрос уже сейчас превышает уровни прошлого года. Это, по его мнению, связано с тем, что люди стали больше использовать личный транспорт, опасаясь инфекции. Также свою роль сыграло и то, что работники либо не уходят в отпуск вообще, либо вынуждены проводить его в России. «Норматив отменили — это хорошо, но недостаточно. Его надо повышать», — говорит Аркуша. Целью, по его словам, должна стать продажа основной массы топлива через биржевые торги. «Регуляторы ожидают в июле снижения оптовых цен. Но без увеличения производства, без насыщения рынка и без увеличения объемов продаж на бирже стабилизировать ситуацию невозможно», — уверен президент РТС.

Выбор читателя

Топ недели