Сколько русских школ осталось в мире и где их больше всего

03.12.2023 - 8:51   3 942

258 миллионов человек в мире говорят на русском языке: 146 миллионов в РФ и 112 миллионов за границей. Но ситуация не статична. Где-то (и вы сами знаете где) наш язык притесняют, стараясь «отменить» вместе с русской культурой. Где-то, напротив, он востребован: растет число русских школ в Узбекистане, после 30-летнего перерыва русские классы открыли в Лаосе, наших учителей запросил Таджикистан.

За пределами России, по данным Центра международного сотрудничества Минпросвещения РФ, работают 27 тыс. русских школ, вузов и колледжей. Цифра ошеломляет, для сравнения: при посольствах РФ — менее 90 школ. Кто же создал остальные?

— Энтузиасты и подвижники, — говорит методист и педагог с 15-летним стажем Ольга Узорова. — Знаю, так как во многих этих школах сама проводила лекции.

Ольга Васильевна рекордсмен Книги рекордов России — тираж ее учебников и учебных пособий превысил 60 млн экземпляров.

Вот смотрю: Международная русская школа-пансион в Анталии, с тоимость обучения — от $4500 в месяц. В Бишкеке одной из элитных считают Школу «Газпром Кыргызстан»: 25 тыс. сомов в месяц ($280). Хотя много и бесплатных школ.

Ольга Узорова: Да, в основном частные школы, родители платят за обучение, но часто это копейки. Я знаю женщину, которая прилетела в Таиланд с маленькой дочкой. Отдала ее в школу, но поняла, что ребенок не получит образования. В госшколах учат буддизму и дисциплине. В частных то же самое, плюс улыбки родителям. Все! Так что если школа при посольстве далеко, то люди с педобразованием сами создают детсад или школу. И этим людям надо памятники ставить. Ирина Новикова, эта та женщина с ребенком, сегодня владелец детского сада Семицветик в Паттайе, сад аккредитован.

Да, есть элитные школы, у них высокие расценки. Но большинство частных заведений доходов не приносят. Я читала лекции в Европе. Педагог там получал за урок 5 евро. Для понимания: в Париже карандаш стоит 1 евро, в Лондоне — фунт стерлингов! Дневного заработка педагогу хватит на пачку карандашей, но ведь надо еще и что-то есть, одеваться. Но как они работают! Была в русской школе во Франкфурте. Представьте: третьеклассники шли по русскому языку ровно по федеральной программе России.

А что в этом такого особенного?

Ольга Узорова: В том, что в обычной российской школе учатся пять дней в неделю. А там ученики посещали русскую школу по средам и по субботам. Вообще, в Европе часто это воскресные школы. Или еще вариант: днем ученик ходит в немецкую школу, а вечером — в русскую. Учителя за два учебных часа в неделю ухитряются преподавать так, что показатели успеваемости соответствуют федеральной программе РФ.

Бывает, что сначала в русскую в школу в Германии приводят детей русскоязычные немцы. Затем — из смешанных. А потом... из немецких семей.

В Азии тоже так?

Ольга Узорова: Немного по-другому. Здесь чаще родители отдают в полностью русскую школу, куда ребенок ходит пять дней в неделю. В идеале в ту, что аттестована при школе посольства России, чтобы дети могли сдать ЕГЭ и получить аттестат.

Хотя, конечно, поначалу бывает, что родители наслышаны «об очень хороших местных школах», где учат и тайский, и английский. Говорят: «О Боже, как здорово! Мой ребенок будет знать много языков!». Им кажется, что во всех школах примерно одна программа: скажем, такая же математика, просто преподавать ее будут на тайском и на английском.

Разве математика там другая?

Ольга Узорова: В начальной школе ее почти нет. Когда родители понимают, что 9-летний ребенок умеет считать только на пальцах, то очень удивляются. И приводят ребенка в первый класс русской школы, но уже с потерей одного-двух лет. Мое мнение: лучше пройти «началку» в русской школе, где научат ребенка учиться. Заложат основы изучения одного из сложнейших языков мира — русского. У него будет нормальная математика, будут и уроки английского. И после такой базы ребенок легко может идти в пятый класс международной школы. Так будет и дешевле.

А где русские школы берут кадры?

Ольга Узорова: Из России прилетают учителя, и очень хорошие. Юго-Восточная Азия: солнце, вкусные продукты и карандаши дешевле, чем в Лондоне. Здесь педагог не задавлен бюрократией, нет толпы чиновников от образования, проверяющих.

Не поверю, что нет издержек.

Ольга Узорова: Есть: общая расслабленность. «Сабай-сабай», т.е. жизнь прекрасна. Родители учеников могут смотаться на пару недель на острова. Берут с собой детей: ну подумаешь, что-то пропустят — так наверстают... Но в теплых странах всегда так. Нет такого, чтобы учитель взял 1-й класс и довел до 4-го, сохранив хотя бы 50%. Дети с родителями переезжают на острова, уезжают в соседние страны. Через пару дней во Вьетнаме пройдет конференция, будем обсуждать в т.ч. и эти проблемы.

А нашему педагогу легко получить в «теплых странах» рабочую визу?

Ольга Узорова: Тяжело. Чтобы добиться work permit (разрешения на работу) для педагога-иностранца, школа должна трудоустроить четырех граждан страны. И платить им зарплату не ниже средних тарифов. Власти за этим следят. Потому частным школам нужна помощь по российским федеральным программам. Но чтобы русский язык в мире звучал, — им нужно помочь.

Где берут учебники?

Ольга Узорова: А это всемирная проблема. И в больших, и в небольших городках Европы их трудно достать. Иногда какой-то школе везет, ей из России доставляют: на мелованной бумаге, с яркими иллюстрациями. Но везет не всем. Школы разные, где-то 300 учеников, а где всего 17. Не так давно я ездила по Германии с лекциями по школам. Везла с собой книги. Которые тут же педагоги несли к ксероксу.

Но есть же авторское право.

Ольга Узорова: У этих книг я автор. У меня больше тысячи пособий и учебников. Я их понимаю, им больше негде взять книги. Так что во многих школах за границей главный источник учебников — ксерокс.

Деликатная тема: украинцы забрали детей из русских школ?

Ольга Узорова: В Таиланде после начала СВО в некоторых школах было по паре таких случаев. Но украинских школ здесь нет. Как и нет школ для тех, кто приехал из республик постсоветского пространства.

А что мешает создать, скажем, украинские?

Ольга Узорова: Ничего не мешает, бери и создавай. Но пока никто не создает, здесь только одни русские школы. Но особой проблемы нет, мы все ладим с семьями с Украины, и даже с Западной. Если человек адекватен — это несложно.

Нейросети развиваются, есть соблазн уйти в виртуально-дистанционный формат обучения? Так дведь дешевле. И все проблемы долой. За виртуальным обучением будущее?

Ольга Узорова: Будущее однозначно за реальными классическими учебными заведениями, особенно по начальной школе. Индивидуальный подход учителя никакая электроника не заменит.

В соответствии с проектом Минпросвещения «Российский учитель за рубежом» наши педагоги едут в разные страны преподавать русский язык или вести на нем предметы. Пока проект работает в восьми странах, но к концу года, как ожидается, будет представлен в 14-ти, в том числе в Индии, Бахрейне, Египте и Эфиопии.

В 11 странах уже идет прием заявок на вакансии учителей-предметников на 2023-2024 год. В частности вакансии для учителей математики, информатики, физики, химии и биологии открыты в Сербии. Во Вьетнаме и Монголии требуются преподаватели русского языка как иностранного. В Таджикистане — преподаватели русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии и информатики. В Узбекистане — русского языка и литературы, в Киргизии — русского языка и литературы, математики и физики, а также педагоги начальных классов.

Из 27 тысяч русских школ...

После начала СВО официальной статистики по т.н. «русским школам выходного дня» нет, но оценочно таковых больше всего в Германии и США: не менее 100 в каждой из этих стран.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.