Сигнал к окончанию войны на Донбассе | Продолжение проекта «Русская Весна»

Сигнал к окончанию войны на Донбассе

Новый состав Верховной рады я бы назвал ручным — президент при определенных условиях вполне может собрать конституционное большинство, не говоря про простое, которое он по сути уже имеет. Парламент пропрезидентский, а значит, и выбранный им премьер-министр будет таким же. И теперь важно понять, какую они все вместе будут проводить политику — изменение экономической ситуации в стране и курс на сближение с Москвой или фактическое продолжение той линии, что велась последние пять лет.

Отношения Украины и России после выборов в Верховную раду могут измениться к лучшему, но скорее всего связка президент — парламент в этом вопросе будет действовать в обход предлагаемого Россией Виктора Медведчука. Не знаю, насколько это устроит Кремль, но, наверное, лучше иметь два канала для налаживания контактов, нежели один. Избиратель юга и юго-востока Украины по сути проголосовал за нормализацию отношений, и это игнорировать нельзя. Значительная часть команды Зеленского — пусть далеко не все его окружение — также этого желают, но что в результате получится, сказать пока сложно.

Если быть реалистами, нужно понимать — нынешнее руководство Украины вряд ли устроит реализация Минских соглашений по сценарию Москвы, оно должно выработать какой-то свой путь. Но во всяком случае это будет иной подход, нежели тот, который на протяжении последних пяти лет демонстрировал Порошенко. Шанс на нормализацию отношений есть, хотя гарантий никто не даст.

Ключевой вопрос — прекращение боевых действий в Донбассе. Почему и ранее Петр Порошенко, и ныне Владимир Зеленский отказываются от прямых переговоров? Потому что такие переговоры станут фактически легитимизацией самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Тогда как в Минских соглашениях речи о каких-то республиках не идет, там фигурируют отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Россия же трактует соглашения так, будто эти республики и есть их предмет. Соответственно вопрос — что предстоит реинтегрировать в Украину: территории, формально входящие в ее состав, или независимые государства, что в дальнейшем подразумевает совсем иной их статус. По мнению не милитаристского, а скажем так, «нормализаторского» крыла киевского руководства, речь должна идти исключительно о территориях. Здесь ключевое расхождение. Соответственно это и есть главная точка, в которой предстоит найти некий компромисс.

На какие-то уступки наверняка пойдет и Киев, но позиция России также должна смягчиться, чтобы процесс нормализации начался. Новый состав Верховной рады внушает умеренный оптимизм — у избирательных урн граждане послали власти недвусмысленный сигнал, что войну пора заканчивать и отношения с Россией восстанавливать. И теперь важно, чтобы этот сигнал был не только принят властью, но и вызвал конкретные действия в этом направлении.

7 911