Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!
Зачем в Конституции упоминать Бога и русских | Продолжение проекта «Русская Весна»

Зачем в Конституции упоминать Бога и русских

05.03.2020 - 15:081 779АКОПОВ Пётр

Традиции, идеалы, вера предков — все это объединяет нас. Прекрасно, что это будет записано в Конституции. И при чем тут светский характер нашего государства? О том, что оно светское, сказано в первой главе Конституции, основах конституционного строя — ее никто не трогает и не отменяет.

Содержащиеся в поправках в Конституцию упоминания о русских, как государствообразующем народе, и переданной нам предками вере в Бога, подняли волну активного обсуждения и породили целый набор иррациональных страхов.

Якобы Россия перестанет быть светским государством, а все нерусские станут гражданами второго сорта — примерно в таком стиле пугают критики наиболее впечатлительных граждан. Атеистов запугивают тем, что в Конституции появится Бог, да еще и с большой буквы! Все, теперь нет никакой свободы, всех заставят ходить в церковь, будут навязывать нам религиозную мораль — ужас, ужас! А что это за слова про государствообразующий народ — пускай и в главе про русский язык? Значит, теперь русские главнее остальных — нет никакого равноправия?!

Понятно, когда подобные глупости сознательно распространяют русофобы и вообще борцы с любой российской властью — они перевирают абсолютно все действия руководства страны. Но странно, когда об этом же начинают говорить некоторые совершенно вменяемые и разумные люди.

Вот эти два положения:

«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

В них все просто — Россия возникла не в 1993 году, в момент принятия Конституции, а тысячу лет назад. Мы, ныне живущие, представляем только несколько из множества поколений ее народа — и без памяти о наших предках у народа и его страны нет никакого будущего. Наши предки верили в Бога — и большинство нас нынешних тоже верит: опросы показывают, что как минимум три четверти населения считает себя верующими. В нашем гимне есть строчка о хранимой Богом родной земле — гимн тоже нужно изменить в угоду даже не атеистам, а странным богоборцам, борцам с религией как таковой?

Традиции, идеалы, вера предков — все это объединяет нас. Прекрасно, что это будет записано в Конституции. И при чем тут светский характер нашего государства? О том, что оно светское, сказано в первой главе Конституции, основах конституционного строя — ее никто не трогает и не отменяет.

Неудивительно, что все традиционные для России конфессии поддержали эту поправку. Патриарх Кирилл был инициатором упоминания Бога в Конституции, а все руководители мусульманских организаций также высказались в ее поддержку. Был среди них и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, сказавший, что «это общемировая практика и что светскость государства не исключает религиозность его общества»:

«Пусть по-разному, на различных уровнях осознания, но большинство граждан России все-таки верят во Всевышнего… Поминать Творца Вселенной — долг верующих».

Но одновременно муфтий высказал озабоченность в связи с другой поправкой:

«Я не вижу положительных перспектив в отражении в Конституции понятия „государствообразующий народ“ применительно к одной единственной нации».

Самигуллин предупредил о «непоправимых последствиях» поправки — мол, «вместе с русскими на современной территории России живут и многие другие коренные народы» и все они «внесли вклад в образование этого государства».

Молодого муфтия тут поправили старшие товарищи — верховный муфтий России Талгат Таджуддин поддержал поправку, сказав, что в ней, по его мнению, «не выпячивается, что только русский народ — государствообразующий», а поправка является обоснованием для того, чтобы русский язык был на всей территории России государственным языком.

А на следующий день и сам Камиль Самигуллин заявил, что его не так поняли:

«Теперь о „государствообразующем народе“. Я выразил сомнение в части ее формулировки. Особый статус русского языка как государственного, безусловно, должен быть. Должно ли государство выражать и отстаивать интересы русского народа — конечно, должно, так как это большинство населения нашей страны. Тогда, возможно, было бы целесообразно в Конституции использовать следующий тезис: „выражая волю многонационального народа Российской Федерации и русского народа“. Такой подход подчеркнул бы и многонациональность государства, и его особую роль в судьбе русского народа».

Понятно, что изначально муфтий не хотел ни обидеть русских, ни принизить их значение — но из-за непонимания формулировки поправки стал говорить о ее сомнительности. А оправдываясь, предложил формулировку, которая как раз и является спорной. Потому что фраза «многонационального народа РФ и русского народа» — полностью отделяет один от другого.

Есть русский народ и отдельно многонациональный, в который он не входит. То есть не то, что есть русский народ, который вместе с другими народами образует многонациональный народ России — как, например, предлагалось в поправке депутата Госдумы Константина Затулина, «мы, русские в союзе с другими братскими народами сплотившись в многонациональный народ» — а два народа совершенно отдельно.

Но и тут не стоит упрекать муфтия Татарстана в неумелом подходе к национальному вопросу — он просто решил скопировать формулировку, содержащуюся в конституции его республики. Ведь там сказано о воле «многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа». Татарстану же не запрещают такую конструкцию? Вот и давайте перенесем это на федеральный уровень? Однако так это не работает.

Русский народ вообще не был упомянут в Конституции России — и это вызывало законные вопросы. Сейчас появится упоминание в привязке к русскому языку — что это язык государствообразующего народа. То есть русского народа — только так все это и можно понимать. При этом никаких особых прав русским это не гарантирует — потому что дальше идет фраза о том, что этот народ входит «в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Равноправных — какие могут быть вопросы? Не говоря уже о все той же первой главе Основного закона, где равноправие всех народов России закреплено более чем конкретно.

Признание русского народа государствообразующим — это просто признание очевидного всем и каждому. Россия образовалась как следствие исторического пути и жизни русского народа — к которому примкнули и разные другие народы. Никакого шовинизма в признании очевидного нет — в конституции практически всех стран мира упоминается название народа, их образовавшего.

Россия уже сто лет как федерация — то есть малые народы имеют в ней максимальный уровень автономии и прав, причем даже те, которые составляют на территории их республик заведомое меньшинство. Никакой угрозы ни их языкам, ни их культуре нет — наоборот, среди нынешних поправок содержится и та, что дополнительно еще раз гарантирует «сохранение этнокультурного и языкового многообразия».

То есть надо просто внимательно читать поправки, не называть белое черным и не выдумывать последствий от признания очевидного, но уже на уровне Конституции.