Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!
Столица Арктики | Продолжение проекта «Русская Весна»

Столица Арктики

15.05.2020 - 16:562 769АКСЕНОВ Сергей

Российская экспансия на Крайнем Севере вышла на новый этап. На Кольском полуострове, в Мурманске, создана ТОР — территория опережающего развития. Постановление правительства подписал имеющий репутацию государственника и. о. премьера Андрей Белоусов. Название новой точки роста на карте России не без претензии — «столица Арктики». Геополитический привкус очевиден. Где-нибудь в Осло, через границу, наверняка вздрогнули. Да и в Копенгагене тоже. И так до самой Оттавы. Повод действительно серьёзный.

Мурманская ТОР стала первой и единственной территорией в российской Арктике с подобным статусом. Других таких не планируется. Давая понять значение этого шага, власти даже переименовали целое министерство. Минвостокразвития получило арктическое «расширение». До сих пор ТОРы создавали на Дальнем Востоке, долгое время пребывавшем в запущенном состоянии без внимания федерального центра. Сейчас их там 20. Так что логика железная: удалённые от Москвы территории с суровым климатом должны иметь единого хозяина.

Для тех, кто понимает, простой перечень уже включённых в мурманскую ТОР проектов — якорных, как их принято называть, резидентов — звучит как небесная музыка. Это строительство центра крупнотоннажных морских сооружений «НОВАТЭК-Мурманск», угольного терминала в рамках «Морского торгового порта «Лавна», терминала минеральных удобрений и апатитового концентрата «Тулома», а также международного делового и культурного центра. Общий объём инвестиций в эти четыре проекта составит 127 млрд рублей.

В перспективе ожидается и неслабый довесок в виде проекта «Порт Лиинахамари» вблизи норвежской границы, который должен стать опорной площадкой Северного морского пути. Надо ли говорить, что это значит для жителей региона? С выгодой обосноваться на обочине этой великой транзитной дороги будущего, через которую польётся грузопоток китайских товаров в Европу, мечтает любой ответственный руководитель и бизнесмен. На местных жителей прольётся буквально золотой дождь. Полярные ночи зажгутся яркими огнями…

До 2035 года только от перечисленных проектов в региональный бюджет поступит около 42 млрд рублей, потирает руки местный губернатор Андрей Чибис. Резиденты будут вкладывать в Мурманскую область часть денег, которые смогли сэкономить, пояснил он. А это новое качество жизни: школы, больницы, дороги, парки и спортивные объекты для северян. Имеется в виду экономия, связанная с льготами, которые даются любой ТОР законом. По причине этого они и вырываются вперёд. Опыт, позаимствованный у нашего стратегического союзника — Китая.

Всё это станет мощным подспорьем в реализации недавно принятой местными властями программы с ободряющим названием «На Севере — жить. 2030». Стратегический план развития региона на десять лет был призван выполнить главную задачу — остановить убыль населения в регионе. Ведь на пике развития — в 1991 году — в Мурманске жили почти полмиллиона человек, а теперь вдвое меньше.

С такими проектами есть шанс добиться цели с опережением. Не только переломить тенденцию, но и привлечь в регион новых людей, как это умели делать в СССР.

По мере развития Кольского полуострова отдельным интереснейшим направлением может стать арктический туризм. Этому невольно способствует эпидемия коронавируса и её последствия. В ситуации, когда дальние перелёты в жаркие страны затруднительны, поездки в экзотические регионы собственной страны станут всё более востребованными. Об этом, кстати, недавно говорил президент Владимир Путин. И чиновники его услышали. О перспективе приёма круизных судов говорят и местный губернатор, и профильный замминистра Александр Крутиков.

Последний резонно озаботился снятием для этого законодательных препон. Ведь Кольский полуостров — режимная территория, а Баренцево море — акватория, где активно действует наш Северный флот. Что же, в современном мире нужно уметь сочетать ещё вчера плохо сочетаемое: обороноспособность Родины, её экономическое развитие и достойный уровень жизни для каждого. Развитие туризма — один из способов. И тогда нам не будет стыдно, как недавно, за опубликованные блогером из ОАЭ впечатления: мол, Мурманск — самый депрессивный город в мире.

Мурманск теперь — столица Арктики! Понятно? Жизнь налаживается. В регионе станет больше денег, силы, движухи. И это отлично. Ну и, конечно, всю эту новую жизнь придётся защищать. Сильных и богатых всегда не любят, особенно русских. Недаром на днях в Баренцево море припёрлись (извините, но другого слова не подобрать) четыре британских и американских военных корабля. С полным вооружением, с десятками крылатых ракет на борту. Месседж ясен. Обозначают присутствие. Что же, нашему флоту такая тренировка по душе.

Обострение было ожидаемо. Арктические державы и их союзники боятся активных действий России в регионе. Первой сообразив, какие выгоды сулит глобальное потепление, Москва довольно успешно стала укреплять своё положение, строить инфраструктуру, вооружаться. И вот уже на северо-восточной оконечности Баренцева моря функционирует самая северная в мире военная база «Арктический трилистник», МИД задаёт ряд вопросов своим норвежским визави по поводу Шпицбергена. А тут ещё и береговую линию Россия взялась развивать. ТОРы строит. Забеспокоишься.

Речь ведь, по сути, идёт об очередном, третьем по счёту за последний век утверждении России на побережье Баренцева моря, а значит, и во всей Северной Атлантике. В первый раз это было за год до революции, когда царь Николай II принял решение об основании нового портового города на Кольском побережье. Затем, уже в советский период, Романов-на-Мурмане, став просто Мурманском, сыграл ключевую роль во время войны — принимал морские конвои с ценными грузами для армии. И вот сейчас новый заход: ТОР, Северный морской путь… Надо, чтобы получилось.

Выбор читателя

Топ недели