Василий Лановой — символ русского стоицизма

30.01.2021 - 14:24   2 076СЕМАШКОВ Ричард

Представим ситуацию. Среднестатистический подросток заходит на страничку к главному кинокритику страны и читает пост про какого-то Василия Ланового, который накануне скончался.

Там написано: «В комментариях к (почти) любым словам об этом — привычные побоища на репутационную тему. Поскольку к таланту и красоте Ланового я всегда был безразличен (на сцене не видел, в кино не нравился), воспользуюсь поводом, чтобы отстраненно сказать пару слов об этой уже привычной ситуации. Понимаю всех. И тех, кто хочет забыть все плохое и сказать о „главном“ — даровании, художественном вкладе, личной любви и благодарности. И тех, кому обидно читать восторженные слова о нехорошем (в их понимании) человеке — а потому хочется вставить про „звериный антисемитизм“, „давно умер, сейчас похоронили“ и классическое „испортил некролог“».

В общем, критик признаётся, что абсолютно безразличен к одному из главных народных любимцев, и несмотря на то, что в принципе согласен с теми, кто хает его по политическим причинам, всё-таки просит воздержаться от этого в день смерти. «Почему бы не выждать хотя бы несколько дней, не дать закопать покойника и отплакать на его могиле?»

Этот пост я не выдумал, он принадлежит кинокритику Антону Долину.

Подросток, прочитав подобный некролог, тут же должен задуматься: «Да что ж это за артист такой был, если все о нём говорят и столько людей в „Фейсбуке“ хотят наговорить ему гадостей в день смерти, а главный критик страны их нехотя утихомиривает, хотя видно, что сам с ними немного согласен?»

Давайте расскажем этому подростку, кто такой Василий Лановой, чтобы у него не сложилось ложной картины.

Для российских граждан Василий Лановой — это Валентин Листовский («Аттестат зрелости»), капитан Грэй («Алые паруса»), Анатоль Курагин («Война и Мир»), Иван Варавва («Офицеры»), Карл Вольф («Семнадцать мгновений весны»), Леонид Шервинский («Дни Турбиных»), а ещё Владислав Костенко («Огарева, 6»), Иван Берестов («Барышня-крестьянка»), Юрий Андропов («Брежнев») и даже Кардинал Ришелье («Три мушкетера»).

Удивительно, что наш главный критик безразличен к артисту Лановому, ведь Василий Семёнович сыграл в десятке гениальных картин с самым высоким отечественным рейтингом, а иногда даже мировым. Лицо Ланового любимо несколькими поколениями, а его работы большая часть русскоязычных людей смотрела множество раз.

Пока неясно, за что кто-то может не любить Василия Ланового. Может быть, дело в детстве и юности? Всё же оттуда идёт, говорят.

Простой крестьянский сын, который в семилетнем возрасте застал войну. Родители в Москве разливали противотанковую жидкость на химическом заводе (за что позже получили инвалидности), а Вася гостил у бабушки с дедушкой в селе Стримба, которое захватили немцы. Один немец решил развлечься и пустил пару автоматных очередей над головой Ланового. Вася стал сильно заикаться.

После войны Василий поучился на журфаке, но довольно быстро перешёл в театральное Щукинское училище. Уже во время учёбы снялся в своём первом фильме «Аттестат зрелости», а через два года сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин».

После такого яркого дебюта талантливого, красивого, статного артиста Ланового было не остановить, и он снимался подряд в лучших советских картинах, впоследствии ставших классикой, в том числе, повторюсь, мировой классикой. Параллельно Василий Лановой играл в театре имени Вахтангова, где ему доставались роли Маяковского, Пушкина, Троцкого, Бернарда Шоу, ну и Цезаря, конечно.

Помимо всего этого Василий Семёнович придумывал разнообразные поэтические программы, вёл детские фестивали, озвучивал документальные многосерийки, писал книги.

— Да что же с ним не так?! — уже злится подросток. — Лановой этот, судя по всему, какой-то советский Джеймс Бонд, забрал себе лучшие театральные роли и снялся в лучших фильмах своей эпохи. Может, дело в политике?

Ну да, Василий Семёнович — сын украинских крестьян из Кодымского района Одесской области — совершенно однозначно отреагировал на присоединение Крыма и полностью поддержал президента России в украинской позиции. Был его доверенным лицом.

Собственно, что ещё было ждать от народного артиста, который всю свою жизнь положил на служение русской культуре, русскому языку и памяти о нашей Великой победе? Разве в политических вопросах Лановой был не равен себе и собственной стране? Нет же.

Может быть, дело в том, что он был доверенным лицом кандидата в мэры Собянина? Да им вроде тоже все довольны.

Стоп! Неужели дело в том, что Лановой являлся идейным вдохновителем и, по сути, лицом движения «Бессмертный полк»? Но ведь это движение объединило десятки миллионов русскоязычных граждан, что еще раз доказывает народность артиста. Да-да, мы в курсе, что даже такие, казалось бы, святые вещи могут кого-то раздражать.

Я искренне не понимаю, за что можно не любить артиста, который воплощал в себе лучшее в советском проекте — социальный лифт, офицерство, мужество, твёрдость. Ещё все говорят про его аристократизм, пусть тоже будет. Но и не растерял всё это в новом довольно лукавом времени, где не комильфо бороться за русский язык, вспоминать и восхвалять великую победу, да просто быть собой.

В прошлом году мой младший брат снимался с Василием Лановым в одной военной короткометражке. Я спросил у него, как с ним работалось. Вот что он ответил:

— Василий Семёнович всегда шутил и всё контролировал. Ко мне относился как к внуку — по-доброму. Удивительно, что в таком возрасте можно выносить такой тяжелый съемочный процесс. Ныли, пожалуй, все, кроме него.

Кто бы сомневался.

Василий Лановой — символ русского стоицизма. Может, поэтому его некоторые не любят?

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.