Игорь Мальцев: «ГДР» как зеркало развала СССР

26.02.2024 - 12:27   1 845МАЛЬЦЕВ Игорь

Сериал «ГДР» всё время сияет в ночи на гигантском рекламном экране у моего дома. В раскрутку продюсеры вложились по полной: мы ждали динамичного шпионского зрелища, приправленного ностальгией — то ли по СССР, то ли по ГДР, которую видели немногие. Подогрели публику по полной программе, молодцы. 16 февраля тысячи людей включили свои компьютеры.

... И вот уже по-над Полесьем несется самолетик Матиаса Руста, у которого на кассетном магнитофончике в кабине звучит не великий хит певицы Нены «99 воздушных шаров» 1985 года про третью мировую, который там был бы в самую кассу, а совершенно современный русский электронщик Юстус V 2024 года.

И тут я понял — нас обманули.

Оказалось, мы имеем дело с художественным высказыванием, а не реконструкцией исторических событий в виде детектива. Нет, с динамикой все нормально. С историческими деталями тоже все ок. И даже плакатик экспортного варианта фильма ASSA в офисе Sovexportfilm, по старой традиции являющегося гнездом разведчиков, весьма точен.

Но пока нас держат шпионскими страстями за горло и прочие части тела, когда мы уже и напряглись, и отвлеклись от исторического контекста, нас обманули еще раз — в кадре появляется Горбачев с Раисой.

И выясняется, что сериал — это многослойное произведение, я бы даже сказал — манифест нового поколения: «как мы видим из 2024 года исторический распад социалистической послевоенной системы, грядущий распад СССР и, вообще, вот это всё».

То есть, с одной стороны, мы наблюдем игры спецслужб, с человеческими трагедиями и смертями во имя... во имя чего? Они все там что-то говорят про то, за что они воюют: гэбисты против церэушников, Штази — против гэбистов и церэушников, а потом приходит Rote Armee Fraktion и воюет с этими тремя институциями. Правда, в открытую в сериале террористическую группу, которая прячется на территории ГДР, напрямую RAF не называют.

Но зато один из штази-героев напрямую называет Горбачева виновником того, что в кадре происходит — все эти разговоры об объединении Германии, нарастающий хаос, эрозия власти в Восточной Германии. И он произносит характерную фразу: «Сначала они уничтожат нас, а потом и до вас доберутся». Это он говорит своему коллеге из СССР, объясняя, что во всем виновата перестройка и лично Горби.

Как только появляется Горбачев, который живет практически в каком-то пузыре, выслушивая наставления Раисы Максимовны, мы видим какого-то фантазера, который живет в каких-то иллюзиях о некоем европейском доме, где СССР будет иметь влияние и будет частью этого дома.

Но это совершенно не объясняет, зачем он вывел советские войска из Германии — в то время, как американские остались. А они там находились как победители и защитники: по соглашению между правительствами СССР и ГДР от 12 марта 1957 года. Соглашение заключили между двумя странами на основе договора, подписанного в Москве 20 сентября 1955 года. В соглашении указывалось, что «временное нахождение» на территории ГДР советских войск не нарушает ее суверенитета, советские войска не вмешиваются во внутренние дела ГДР и в общественно-политическую жизнь страны.

Но могло ли быть возможным продвижение НАТО на восток, и как результат — вся эта украинская байда, если бы казармы советских войск в Потсдаме не опустели по «жесту доброй воли» одного-единственного человека?

Во всяком случае, в сериале все решения принимает один человек. Ну, еще и Александр Яковлев на подпевках. «Силовики» в лице Язова, а также главы КГБ все время ему говорят, что — наоборот, надо завернуть гайки, надо бы прокатиться на танках по Восточному Берлину, чтобы немцы слегка одумались. Горби называет их «силовиками», хотя, как я помню, фраза «силовые структуры» была использована впервые Максимом Соколовым в «Коммерсанте» в 1990-м году (наши отделы сидели в одной комнате на Хорошевке), а слово «силовики» прозвучало только в 1993м. Но это неважно. В сериале вокруг Горби змием-искусителем вьется Шеварднадзе и тоже все рассказывает о том, как все будет круто — дружить с Америкой, рулить Европой, которая — конечно же, из благодарности — примет нас всех в семью цивилизованных народов.

Одновременно он за спиной Горби договаривается с Ельциным, который спит и видит, как вышибить Горбачева, вырвать из СССР Р, расплачиваясь за поддержку со всеми этими национальными кадрами, которые жаждут быть республиканскими царьками. «Я отдам тебе Грузию», — говорит он Шеварнадзе в сериале. И с этой минуты мы понимаем, что и Союз обречен. Только ГДР и ФРГ почему-то объединились, а наши — наоборот.

Неважно, говорил ли Ельцин такую фразу, но по факту так и получилось. И Шеварднадзе, и Алиев, и вот эти все этнические «члены Политбюро», в один момент стали ханами и царями, и их республики пошли по пути, который практически всех привел к антироссийской позиции.

А Горби сидит и вслух читает Раисе текст песни Цоя «Звезда по имени Солнце», и даже выуживает из нее какой-то высший поэтический смысл. В фильме смешно показано, как Горбачев начал перестройку, наслушавшись песни Цоя «Перемен». Это смелое допущение, конечно. Как и то, что Горбачев предлагает Раисе поговорить с министром культуры Губенко насчет того, чтобы дать Цою звание Заслуженного артиста. Именно за «Перемен». «А что? В кино он снимается — значит, можно дать заслуженного».

Насколько Горбачев был наивен в реальности? Или настолько, как показано в сериале? Там есть сцена, когда он сидит в резиденции и смотрит с Раисой по телевизору (!), как казнят Чаушеску, и удивляется — неужели все это плоды перестройки, которую он начал? И, конечно, примеряет события в Румынии на себя. Но стоит ли нам ожидать наивности от человека, который вообще-то в бюрократическом аду (как нам обычно показывают СССР и КПСС) выгрыз себе дорогу на самый верх? Что-то тут не вяжется. Или Горби наивный — или система была не настолько бесчеловечной. Вы уж определитесь.

Но что примечательно — нам показывают, как Запад обманул наивного Горби. И таким образом как бы прокладывают семантический ряд — цепь обманов Запада, которые в наше время уже отрабатывают в виде минских соглашений, стамбульских договоренностей и т.д.

То есть логика повествования не могла не привести создателей сериала «ГДР» к постановке исторических вопросов. Наверное, это хорошо. Правда, ответов за пределами кинозала или монитора пока нет.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.