Глеб Простаков: новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

22.04.2024 - 18:03   1 056ПРОСТАКОВ Глеб

Выделение нового пакета помощи Украине со стороны США — вопрос почти решенный. Проголосованные Палатой представителей законопроекты с высокой вероятностью будут одобрены контролируемым демократами Сенатом, а затем — подписаны президентом Байденом. Многие восприняли данный шаг как повышение Вашингтоном ставок в игре и дальнейшую эскалацию конфликта с Россией. Но это может оказаться не совсем верным восприятием. И вот почему.

Во-первых, выделяемые Вашингтоном деньги — мера вынужденная, если смотреть на нее с точки зрения перспектив переизбрания Байдена, а также грядущих выборов в Палату представителей, которые пройдут одновременно с президентскими. Двухпартийная поддержка Украины все еще сильна по той лишь причине, что раскрученный маховик медийной поддержки Киева в США сам собою не остановится. В этом смысле администрация Байдена стала заложником порожденного ею же мифа о неизбежной победе Украины и разгроме России.

За последние два года американского избирателя, традиционно интересующегося исключительно внутренней повесткой, едва ли не силой принудили следить за перипетиями российско-украинского конфликта. Теперь за медленное догорание этого мифа приходится платить. Ведь в противном случае — неизбежное разочарование части электората, что перед выборами недопустимо.

Во-вторых, новый пакет помощи — это своего рода последний шанс для Украины вступить с Москвой в переговоры, условием которых не будет полная капитуляция Киева. По крайней мере, на это рассчитывают в Вашингтоне. Понятно, что оказываемая поддержка (военная составляющая которой не превысит 20 млрд долл.) не способна переломить ситуацию на фронтах. Однако есть вероятность, что она поможет затормозить ожидаемое российское наступление и увеличить «стоимость войны» для России. Вполне вероятно, что, выделяя деньги на войну, США настойчиво будут толкать Украину к мирным переговорам. Здесь важен тайминг: война имеет значение до выборов, после них — значение имеет только мир.

Впрочем, все может испортить неадекватная реакции Киева. Если военные поставки из США и ЕС будут использованы для укрепления обороны — это один расклад. Если же ставка будет сделана на удары по российским тылам дальнобойным оружием и хаотичный обстрел приграничных территорий с гражданскими жертвами, то, скорее, это лишь даст России новые аргументы для продолжения войны до победного конца.

К тому же, текущая риторика и действия Киева не способствуют даже началу переговоров о переговорах. Мантра о возвращении к границам 1991 года, отвратительный теракт в «Крокус Сити Холле» и недавние заявления главы военной разведки Украины Кирилла Буданова о «перманентном» конфликте почти не оставляют шансов на то, что Киев воспользуется новой порцией помощи Запада для поиска возможностей урегулирования. Тогда как пакет помощи в 60 с лишним млрд долл. точно будет последним до выборов в США, а возможно, что и последним в принципе.

После выборов новый президент США — кто бы им ни стал — может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить — побеждайте, не можете — договаривайтесь. Вы не сделали ни того, ни другого? Что ж, это уже не наши заботы: у нас еще есть Израиль, Тайвань и много чего другого. Такая логика вполне объясняет и неожиданное смягчение позиции Дональда Трампа, и последовавшее за ним переобувание в воздухе спикера Майка Джонсона, неожиданно занявшего ястребиную позицию и подмахнувшего новые законопроекты о помощи Украине.

Финансировать ту самую «перманентную» войну Вашингтон предложил Евросоюзу. Не зря США давят на Брюссель в вопросе конфискации замороженных российских активов, которые и должны подпитывать продолжение войны, но уже без участия Вашингтона. И даже собственным примером США продемонстрировали возможность такой конфискации. Другое дело, что, по разным оценкам, американцы способны конфисковать 4-6 млрд долл. средств РФ, тогда как большая их часть, свыше 200 млрд, сосредоточена в ЕС.

Именно Евросоюз понесет основное бремя издержек, связанных с такой конфискацией: прямые — «зеркальная» конфискация европейских активов в РФ на сопоставимую сумму, и косвенные — снижение доверие к евро и ускоренное разрушение валютно-финансовой системы, в основе которой лежат доллар и евро.

Так или иначе, новый пакет помощи может оказаться элементом мягкого выхода США из украинского конфликта с сохранением лица. Так что 60 млрд, большая часть которых будет реинвестирована в военно-промышленный комплекс самих США, не кажется такой уж большой платой за это самое лицо.

Вовлеченность Соединенных Штатов в дела Украины может потребовать гораздо больших расходов по окончанию войны, нежели в ходе самой войны. На восстановление страны, по оценкам Всемирного банка и Еврокомиссии, понадобится 486 млрд долларов и эта сумма растет с каждым днем. Чего только стоит необратимое уничтожение генерирующих мощностей украинской энергетики. Расходы на поствоенное восстановление и переустройство Украины могут кратно превышать расходы на саму войну. И вот эту ношу США на себя брать точно не захотят.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.