Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!

Гражданский экзамен must go on

20.07.2020 - 14:371 890

Год назад, в июле 2019-го, был дан старт общественно-просветительскому проекту "Гражданский экзамен". Этот проект придумали три гражданина, представляющие разные сферы деятельности: профессор Леонид Поляков, предприниматель Алексей Короткевич и, как он сам себя называет, "общественно-активный философ" Сергей Волобуев.

За год проект «Гражданский экзамен» так или иначе охватил порядка пяти миллионов человек. Около четырехсот тысяч граждан непосредственно участвуют в акциях проекта, то есть отвечают на "экзаменационные" вопросы. Состоялось пять "экзаменов", тематика которых была самой разнообразной: от поправок в Конституцию до истории и культуры России, от философии с обществознанием до сложных проблем биоэтики.

"Гражданский экзамен" открыл в мае-июне 2020 года три региональных представительства: в Екатеринбурге, Владимире и Тюмени.

Кстати, новость об одном из "гражданских экзаменов", посвященных Великой Отечественной войне, была опубликована на Rusnext. А здесь и сейчас мы попытаемся разобраться, кому и зачем нужен данный проект, в чем его конечный замысел?

Не диктант, а экзамен!

Первое, что мы захотели узнать, - зачем ещё один "диктант", когда их и так уже достаточно много? Собственно, "Тотальный диктант" по русскому языку, "Географический диктант", "Этнографический диктант", "Юридический диктант", "Диктант Победы", "Цифровой диктант" и даже... "Генеалогический диктант".

"Мы принципиально отказались использовать слово "диктант" ещё на стадии замысла, - говорит сокоординатор проекта Сергей Волобуев, - Во-первых, из всех мероприятий, которые называются сегодня "диктантами", настоящий диктант только один: тот, который "тотальный". Там действительно текст диктуют, а участники пишут под диктовку. Остальные "диктанты" по своей сути - скорее тесты, чем диктанты. Во-вторых, понятие "экзамен" имеет очень широкий спектр смыслов: это не только проверка знаний, но и испытание на прочность, жизненную или гражданскую. Один из участников нашего проекта так и сказал однажды, что свой "гражданский экзамен" он уже сдал. В августе 1991 года".

«До 12 декабря прошлого года, когда состоялся первый «Гражданский экзамен, охвативший порядка двухсот тысяч граждан, нас все уверяли, что на «экзамен» люди не придут! Очень сложные вопросы, сам термин «экзамен» держит в напряжении и люди не захотят участвовать. Особенно, без материальных стимулов, призов и так далее. Но практика опровергла все сомнения. В нашем обществе есть очень значительный пласт людей из разных возрастов и социальных групп, которых объединяет стремление к знанию, высокой культуре. Наш проект ориентирован прежде всего на этих людей», - сказал нам другой сокоординатор проекта «Гражданский экзамен» Алексей Короткевич.

По словам сокоординаторов проекта, "Гражданский экзамен" не претендует на то, чтобы поглотить или заменить все остальные "диктанты". Хотя так можно подумать, ведь тематику проведенных и заявленных "экзаменов" составляют и право, и русский язык с литературой, и история, и информационная безопасность, и география, и философия. Однако в проекте "Гражданский экзамен" скорее рассчитывают на дружбу и сотрудничество с различными "диктантами".

"Мы не занимаемся ни русским языком, ни философией, ни правом, ни историей как таковыми. Вопросы наших акций составляют граждански-значимые аспекты разных областей знания. Либо те аспекты, которые значимы всегда, либо те, которые именно в данный момент времени оказываются в фокусе общественного внимания и дискуссии", - говорит Алексей Короткевич.

Председатель «Экзаменационной комиссии» (так называется экспертный совет проекта «Гражданский экзамен») профессор НИУ ВШЭ и член президентского совета по правам человека Леонид Поляков на круглом столе проекта, состоявшемся в редакции газеты «Комсомольская правда» сказал: «Данный проект заинтересовал меня сразу как возможность поговорить с соотечественниками на важнейшую тему, как способ их глобального просвещения и информирования». Перспектива создания платформы массового гражданского образования и самообразования – захватывающая и вдохновляющая перспектива, считает профессор Леонид Поляков.

Куда дует "ветер перемен"?

Любой общественный проект имеет своей целью какие-то общественные перемены. И конечно же, речь идёт о переменах к лучшему. По крайней мере, с точки зрения инициаторов проекта. А какие общественные перемены пытается произвести команда "Гражданского экзамена"?

"Перемены должны произойти в самих гражданах и в нашем гражданском обществе. Нужно, чтобы на подмостки истории вышел новый массовый персонаж: компетентный, ответственный, просвещенный гражданин. Тот, который действительно разбирается в устройстве нашего государства, в его тысячелетней и недавней истории, ценит и знает нашу культуру, любит и знает свою страну. Участие в проекте "Гражданский экзамен" - доступный для каждого способ стать таким гражданином. А в свою очередь именно такие граждане составляют основу свободного правового государства, которым по Конституции является Россия", - говорит Сергей Волобуев.

Алексей Короткевич пишет в своей статье, опубликованной на сайте проекта, что будущее правового государства, его способность выжить в мире, где нарастают тенденции к машинизации управления обществом, напрямую связаны с утверждением среди граждан восприятия человека не как машины для потребления, а как свободного субъекта высокой культуры. Даже если это не всегда очевидно: "В основу этики публичного диалога, этики организации информационного пространства должен быть положен важнейший императив русской культуры — видеть Человека в человеке, даже вопреки человеческому несовершенству".

Сергей Волобуев считает, что можно сформулировать общегражданскую философию и этику гражданского диалога: "Это не посягательство на запрет государственной идеологии. Но нужно понимать, что этот запрет касается именно идеологии. У нас нет запрета на то, чтобы люди руководствовались смыслами и ценностями, а также свободно искали и находили согласие".

К числу принципов гражданского самосознания и действия команда проекта "Гражданский экзамен" относит, например, такие:

Никто не имеет монополию на «гражданскую позицию»: гражданами являются и сторонники, и оппоненты власти, равно как и ее представители. Многообразие «гражданских позиций» по разным вопросам жизни государства и общества является существенным признаком свободной страны.

Критика существующего в тот или иной исторический период государственного, правового, хозяйственного и общественного порядка, а также оценка исторического опыта страны — бесспорное право гражданина. Критика несовершенств и несправедливости, а также отвержение исторического опыта не должны сопровождаться отрицанием человеческого достоинства сограждан, нынешних и прошлых поколений, достоинства страны в целом. Патриотические чувства не должны использоваться для апологетики несправедливости и несовершенств. Критика несправедливости и несовершенств не должна попирать патриотические чувства.

Трудно не согласиться с этими и другими тезисами!

Отклик из регионов

Какое бы развитие не получали информационно-коммуникативные технологии, реальная жизнь каждого гражданина проходит "на земле", в муниципалитетах и регионах. Поэтому успех любого федерального проекта определяется тем, насколько он востребован "на местах", как говорится.

Ещё на старте проекта "Гражданский экзамен" его инициаторы поставили перед собой амбициозную цель - создать работающее представительство в каждом регионе Российской Федерации. Каждое представительство должно не только содействовать продвижению всероссийских просветительских акций, но и продвигать ценности и установки проекта в местном контексте.

Например, каждым выборам должны предшествовать проверки компетенций избирателей. Вот как об этом говорит екатеринбургский эксперт проекта "Гражданский экзамен", директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков: "Для большей части граждан разница между федеральным, региональным и муниципальным уровнями не очевидна. Это все сливается в одно слово «власть». К слову, мэр в глазах граждан несет ответственность за состояние всех дорог, вне зависимости от их действительного статуса. Нужно, чтобы граждане, участвуя в выборах и обсуждениях, хорошо разбирались в предмете».

И все же первый опыт работы региональных представительств проекта оказался связан с голосованием по конституционным поправкам. Буквально за две недели до голосования в Екатеринбурге и Владимире были проведены соответствующие "экзамены" среди избирателей.

Депутат Екатеринбургской городской думы, представитель проекта «Гражданский экзамен» в Екатеринбурге Алексей Вихарев говорит: «Мы своевременно решили провести «Гражданский экзамен» в Екатеринбурге. У наших жителей очень высокий запрос на диалог и просвещение. И мы получили положительный отклик и положительный опыт. Мы не занимались как таковой агитацией, не задействовали админресурс, мы помогали людям осознанно подходить к своему выбору».

«Общественный интерес, который был проявлен за время проведения «экзамена» во Владимирской области показывает, что такие проекты нужны. В обществе растет запрос на информацию не только по правовым основам функционирования государства, но и в целом – по правовой стороне нашей повседневной жизни», - говорит Александр Ремига, первый заместитель губернатора Владимирской области, сокоординатор представительства проекта "Гражданский экзамен" во Владимирской области.

Другой сокоординатор представительства проекта во Владимирской области, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области Вячеслав Картухин также считает опыт проведения «экзамена» перед общероссийским голосованием удачным: «В результате нам удалось снизить накал страстей в общественной дискуссии. Участие в «экзамене» и информационные материалы о реализации проекта позволили всем желающим глубже погрузиться в предмет. Это в свою очередь положительно отразилось и на результатах, и на явке».

Вместе с тем, в проекте "Гражданский экзамен" считают, что региональная работа только начинается. Впереди "экзамены" в каждом из регионов России. А также - серия всероссийских экзаменов об истории и культуре каждого региона России.

Внимание! "Экзамен" продолжается!

Только что закончился «Гражданский экзамен» по поправкам в Конституцию, а команда проекта уже объявила новый «экзамен»... по всем главам и статьям Конституции.

На этот раз "конституционный экзамен" продолжится до 12 декабря и будет состоять из семи этапов («волн»). Вопросы «экзамена» на каждом этапе охватывают от одной до двух глав Конституции.

Первая волна этого «мега-экзамена» запущена в партнёрстве с движением "Волонтёры Конституции", Ассамблеей народов России и всероссийским форумом "Устойчивое развитие". Предполагается, что по мере запуска новых волн количество партнеров будет расти.

Почему опять Конституция становится темой "Гражданского экзамена"? "Чем лучше мы, граждане, будем знать Конституцию, тем более эффективно будут работать ее нормы!" - написано на стартовой странице нового экзамена.

"Общенациональная дискуссия о пакете поправок в Конституцию и общероссийское голосование вывели конституционную тематику из области «коллективного бессознательного» — в самый центр общественного сознания. И, конечно, это единственное подобающее место для Конституции, ее смыслов, ценностей, принципов и норм.

Вместе с тем сегодня важно избежать риска обратного вытеснения конституционной повестки в «подвалы» или «чердаки» общественного сознания.

Для этого дискуссия о толковании (пере)утвержденных конституционных ценностей и путях их реализации должна остаться постоянным фоном и фактором как жизни гражданского общества, так и функционирования всей общественно-политической системы страны", - пишет Сергей Волобуев.

Не только Конституция

"Конечно, в проекте наметился определенный крен в сторону права, прежде всего конституционного. Это неизбежно пока. И с точки зрения логики проекта - ведь мы определяем гражданскую идентичность и ее смыслы через общепризнанные нормы Конституции, чтобы не стать заложниками одной из точек зрения из числа присутствующих в политологии или философии. И в связи с той ситуацией, в которой мы живём после начала конституционной реформы, - говорит Алексей Короткевич, - Но при этом мы провели, например, "экзамен", посвященный Великой Отечественной войне. Кстати, экзамен этот был нестандартный: вопросы были не столько по истории, сколько по ее знаковым следам в культурной памяти. Мы получили очень теплый отклик от наших участников. В день России, точнее 9-12 июня, состоялся экзамен, включавший в себя философские, страноведческие, обществоведческие вопросы. Этот экзамен имел всероссийский резонанс. За что особая благодарность нашим партнёрам Артёму Метелеву и корпусу "Волонтеров Конституции"».

В ближайшие месяцы команда проекта "Гражданский экзамен" планирует провести "экзамены" по философии, русскому языку и литературе, экологии и географии, социальной концепции Русской Православной Церкви.

12 декабря 2020 года, в преддверии года парламентских выборов, планируется запустить всероссийский экзамен, который будет целиком посвящен законодательной власти в России. Данный экзамен будет состоять из вопросов об устройстве парламента, статусе депутата Госдумы, законотворческой и контрольной деятельности парламентариев.

Проект получился волонтёрским

Конечно, любой масштабный проект требует средств для своей реализации. И, видимо, проект «Гражданский экзамен» не исключение? Ведь Фонд президентских грантов выделил за последние два года на подобные проекты в общей сложности почти сто миллионов рублей!

"Мы не только не получили ни копейки государственных средств на наш проект, но и не подавали пока ни одной грантовой заявки, - говорит сокоординатор проекта Алексей Короткевич, - Конечно, в будущем мы планируем такие попытки. Но проект должен сначала состояться, а затем уже претендовать на поддержку. Поэтому до сих пор мы вкладывали собственные средства и силы. И нужно поблагодарить всех членов команды проекта, всех членов его экспертного совета. Проект получился по-настоящему волонтёрским".

Гражданский активизм экспертов

Гражданская ответственность – такое же необходимое свойство эксперта, как профессионализм, считают в команде проекта «Гражданский экзамен». За последние месяцы проект не только сформировался в качестве онлайн-платформы гражданского образования и самообразования, но и стал выступать в роли экспертной площадки – генератора идей.

Среди идей, которые продвигают эксперты проекта в рамках дискуссии о будущем мироустройства после пандемии: концепция эффективного правового государства, концепция презумпции высокого культурного достоинства гражданина, концепция гражданского конституционного патриотизма.

Координатор проекта Сергей Волобуев пишет: «Сегодня с особенной остротой становится ясно, что гарантировать безопасность гражданам может только эффективное государство, а безопасность вкупе со свободой и правами человека может гарантировать только эффективное правовое государство». Эффективное правовое государство не отказывается от возможностей, которые открывает широкое и повсеместное распространение информационных технологий, однако активно защищает достоинство, свободу и права человека, а также формирует информационную инфраструктуру электронной демократии, публичные сервисы для гражданского действия.

Однако для этого, пишет Волобуев, само гражданское общество должно быть нацеленным на свободную и правовую жизнь; в самом обществе должно быть ценимо и уважаемо достоинство человека. А государство должно быть инструментом для гражданского общества, а не «оппонентом» и объектом вечной критики.

Важнейшим условием для этого Волобуев считает «консолидацию различных общественно-мировоззренческих групп российского общества на основе идеи гражданского конституционного патриотизма. Таким образом понятая гражданская идея включает в себя целый ряд смысловых моментов, неразрывно связанных с нашей Конституцией.

Прежде всего, это согласие с основами (ценностями и принципами) конституционного строя России, существо которых определяет представление о человеке как суверенной личности, наделенной неотъемлемым достоинством, разумом, свободой, ответственностью и способностью к творчеству.

Еще гражданский конституционный патриотизм предполагает лояльность современному российскому государству и его правовой системе. Что отнюдь не исключает критики или реформистских устремлений, если они соответствуют принятым и легитимным процедурам таковых!

В пространстве публичной политики гражданский конституционный патриотизм выражается в умении соединять в своей деятельности принципы плюрализма и политической конкуренции с взаимным уважением граждан России как наследников и продолжателей ее культуры, установкой на диалог, взаимопонимание, компромисс и сотрудничество.

Наконец, собственно патриотизм в данном смысловом горизонте – это не антоним «гражданской позиции» и не пожизненное алиби, а прежде всего исполнение гражданином суммы своих конституционных обязанностей, к числу которых, помимо уплаты налогов и защиты Отчества, относятся забота о старших и младших поколениях, сохранение культурного и природного наследия России…»

Конечно, достижение указанных идеалов требует реализации масштабных просветительских проектов, к чему и стремится команда проекта «Гражданский экзамен».

Выбор читателя

Топ недели