Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!

Кто стоит за игрой против России?

26.10.2020 - 19:19   5 103

Онлайн-презентация аналитического доклада Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ «Бита ли карта Навального: кто стоит за игрой против России?».

Доклад представила:

— директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ, депутат Государственной Думы Российской Федерации Елена ПАНИНА.

Модератор — политолог Владимир ЛЕПЕХИН.

В докладе системно проанализирована совокупность обстоятельств в контексте «дела Навального»: попытка глобалистской части элит США и Великобритании в обойме так называемого «глубинного государства» заблокировать строительство газопровода «Северный поток-2», задержание группы «вагнеровцев» в Белоруссии, обострение ситуации в Карабахе и политический кризис в Киргизии. Проведен комплексный анализ внутренней логики развития провокации с Навальным, свидетельствующий о ее направленности против России и ее руководства.

Институт международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ создан в апреле 2020 года в целях выработки стратегических подходов к внешней политике России, совместимых с ее геополитическими и экономическими интересами, в том числе посредством проведения научно-исследовательских работ, содействия в разработке политических и экономических стратегий России на международной арене.

Введение

Любые события в мире, особенно те из них, которые вызывают массовый общественный резонанс в той или иной стране или являются ходом в большой геополитической игре, всегда существуют в определенном контексте. Зная этот контекст, легко составлять план развития событий, сознательно расставляя в нем те или иные акценты.

Говоря иначе – когда у планировщиков тех или иных событий есть цель операции, а особенно когда известна ее конкретная дата, даже отдаленная горизонтом планирования в несколько лет, то всегда составляется помесячный план мероприятий, которые будут происходить в мире, особенно подробный по стране, которая является целью операции, с задачей определить тот геополитический и страновой контекст, в котором будут происходить события, предваряющие событие-цель.

Основной целью политического расписания России на ближайшие четыре года является плановое и спокойное проведение выборов президента страны в 2024 году, и легитимное закрепление их итогов. Для этого, мы в этом уверены, уже сверстан соответствующий план-график проведения избирательной кампании.

Соответственно, у оппонентов России точно также верстаются свои планы-графики относительно того, как эти выборы максимально затруднить. Соответственно, есть два сценария, по которому может быть осуществлена эта операция: а) либо провести своего человека на пост президента страны; б) либо их сорвать, то есть поставить их легитимность под вопрос.

Несмотря на то, что имеется два сценарных варианта развития событий, цель обоих сценариев одна: спровоцировать в России серьезный политический кризис, чреватый сносом легитимной власти и последующим развалом страны.

Судя по развитию событий как внутри России, так и на ее границах, этот план-график уже сверстан и самым активным образом реализуется.

Оценка ситуации

Сначала разберем контекст событий во внешнеполитическом контуре России. Анализ наиболее важных событий вокруг России на протяжении последних трех месяцев показывает, что удары наносятся системно и целенаправленно по всем важнейшим направлениям российской внешней политики.

Ключевой проблемой при оценке отдельных событий является увязывание происходящего в единую, внутренне не противоречивую, целостную картину. Логично проясняющую суть действий сторон и преследуемые ими стратегические цели.

По инерции мышления принято считать, что сегодня происходит продолжение Холодной войны, как глобального противостояния «двух систем». Условного коллективного Запада (в лице стран «золотого миллиарда» под предводительством США) и альтернативного мира в лице России, а также Китая. Прочие территории и/или регионы (Восточная Европа, Средняя Азия, Закавказье, Ближний Восток, Африка, Центральная и Южная Америка, Океания) служат лишь периферийными театрами глобального противостояния лидеров.

Однако анализ происходящего показывает, что вышеупомянутое представление утратило адекватность текущей реальности. Война, точнее, войны действительно имеют место.

Первый тип войны ведется не между блоками государств, объединенных по принципу «золотого миллиарда», а является принципиальным столкновением владельцев крупного транснационального финансового капитала с государством как фундаментальным институтом организации общества.

Иными словами, это война хозяев транснациональных корпораций против государств как таковых. В первую очередь, составляющих тот самый «золотой миллиард».

Она направлена на достижение четырех ключевых целей:

Во-первых, за обретение капиталом официального равного с государством публичного правового статуса.

Во-вторых, за получение им публичной, т.е. явно признаваемой обществом, экстерриториальности. В частности, ради возможности самостоятельно устанавливать размеры налоговых отчислений, которые ТНК «согласны» платить. В идеале, с перспективой их предельной минимизации.

В-третьих, за отмену запрета на монополизацию деятельности.

В-четвертых, чтобы все перечисленное не имело никакой связи с любого рода «демократическими процессами». Иными словами, чтобы никакие общественные голосования или референдумы не могли принимать юридические нормы, обязательные для исполнения корпорациями.

Второй тип войны ведется той частью мировой элиты и национально ориентированного крупного бизнеса за возможность сформировать вокруг себя самодостаточные экономические кластеры из нескольких государств с численностью населения около 350-500 млн человек.

Что немаловажно – фронт войн весьма размыт, так как воюют (пока) сейчас уже между собой не государства, а элиты внутри стран, которые идентифицируют себя с одной из воюющих сторон. Итого в каждом государстве находится, как минимум, четыре элитные группы, которые тянут политическое одеяло в свою сторону, что, несомненно, получает свое отражение как во внутренней, так и во внешней политике. А государства в этих типах войн представляет собой инструмент достижения целей той или иной элитной группы.

Оценка происходящего с позиции изложенных выше целей приводит к появлению целостной картины событий.

Элита глубинного государства, связанная с ТНК, заинтересована в разрушении всего сложившегося правового, юридического и понятийного международно-правового механизма. В особенности конструкции международной безопасности в лице ООН, ВТО и прочих площадок, предназначенных для решения возникающих межгосударственных экономических и политических разногласий.

Так как для своей деятельности, и благодаря огромным подконтрольным ресурсам, она располагает обширными, хотя и не абсолютными, возможностями по влиянию на действия государственных чиновников и конкретных государственных институтов. Постоянно используя их для реализации собственных планов. В том числе через задействование государственных спецслужб, центральных банков, парламентов и даже политических партий и движений.

Целью действий «глубинного государства» является фатальное ослабления лидеров. В первую очередь – США, как доминирующей страны на планете. А также полное разрушение геополитической субъектности Европы. С одной стороны, как возможного противовеса Соединенным Штатам внутри коллективного Запада, с другой – как единственного оставшегося богатого рынка для экономической реколонизации на новых общественных принципах.

Достижение указанной цели требует изоляции европейской экономики от собственных сбытовых и сырьевых рынков, а также блокирования любых попыток формирования независимых и устойчивых политических союзов с третьими странами.

Частично результат достигается за счет разрушения экономических связей Европы с Ближним Востоком и Африкой (прежде всего Северной и Центральной) посредством проведения там с 2002 года серии цветных революций, обрушивших еще недавно процветающую территорию в нищету и перманентную гражданскую войну. С изоляцией сохранивших устойчивость осколков, вроде Ирана, через введение экономических санкций, направленных не только против него самого, но и против самих европейских стран.

В представленном контексте становится очевидным, что объявленная война против России направлена не против ней самой, а является повторением уже дважды проявившейся стратегии «непрямых действий».

В настоящее время «глубинное государство» пытается привести Европу и Россию в состояние перманентного неразрешимого взаимного конфликта. Тем самым Европу политически изолировать, погрузив во внутреннюю смуту, аналогичную той, что сейчас, под предстоящие президентские выборы, активно готовится в самих США.

А чтобы гарантировать себя от возможных «случайностей» предпринимаются активные меры по разрушению самой России. После того, как у акторов процесса не получилось втянуть РФ в гражданскую войну на Украине с помощью февральского Майдана 2014 года, была разработана внешнеполитической изоляции с помощью активизации всех ранее замороженных конфликтов и сложившихся противоречий на постсоветском пространстве, в частности, в Белоруссии, Закавказье и Средней Азии.

С перспективой перегрузить Россию политически и экономически, чем вызвать внутреннюю социальную дестабилизацию. Опираясь на которую стало бы возможным, либо сменить власть в стране на «прозападную», либо погрузить государство в хаос гражданской войны с ее дальнейшим территориальным распадом.

Напомним эти события.

Внешнеполитический контекст «отравления» Навального

1.1. Ситуация с достройкой «Северного потока-2».

Российско-европейские отношения имеют два определяющих взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, Евросоюз является важнейшим поставщиком в Россию промышленного оборудования и передовых технологий.

Например, если совокупный экспорт ФРГ в США составляет порядка 8% от общего объема внешней торговли страны, то торговля с РФ обеспечивает 3% товарооборота. Столько же, сколько с Испанией, Чехией или странами Бенилюкса. Что делает Москву для Берлина важным торговым партнером и источником получения прибыли.

В то же время Россия способна обеспечить Германия (и Европу в целом) львиной долей потребляемых энергоносителей по ценам, значительно ниже прочих. Особенно американских. Тем самым повышая доходность (за счет сокращения энергетических производственных издержек) европейского экспорта по остальным направлениям, включая американское.

Таким образом, блокирование, а в идеале – полное прекращение поставок российских энергоносителей в Европу становится ключевой задачей в рамках представленной выше глобальной стратегии «глубинного государства».

Все лето продолжалась борьба вокруг завершения строительства газопровода «Северный поток-2».

Справка.

Активная фаза борьбы США с российским проектом «Северный поток–2» началась 21 декабря 2019 с подписания президентом Трампом военного бюджета страны на 2020 год. В нем имелся пункт о введении санкций против компаний, оказывающих услуги по укладке газопроводов второго Северного и Турецкого «потоков».

За несколько часов до вступления санкций в силу швейцарский морской подрядчик Allseas под сильнейшим американским давлением объявил о прекращении участия в прокладке «СП-2» и выводе трех своих трубоукладчиков из зоны работ. На этот момент недостроенными оставались 159 км из 2468 км общей протяженности двух ниток газопровода (86 км – по одной и 73 км по другой).

Россия располагала необходимыми для окончания работ судами, но единственный полностью соответствующий формату датского разрешения на проведение работ корабль «Академик Черский» находился на Дальнем Востоке. Его переход на Балтику требовал времени. К тому же судно могло работать с трубами максимального диаметра в 32 дюйма, тогда как в «СП-2» используется 48-дюймовая труба. Дооснащение корабля стоило 873,5 млн рублей и затрат времени.

Два остальных – «Фортуна» и «Дефендер», хоть и находились неподалеку, технически представляют собой самоходные баржи, не оборудованные системой динамического позиционирования. Их использование требовало получения нового разрешения от датских властей, предоставление которого Копенгаген всячески затягивал. Укладка с барж с якорным позиционированием технически возможна только при спокойной погоде в условиях штиля, что нехарактерно для Балтике зимой и ранней весной.

Целью американских действий было задержать ввод трубопровода в строй по меньшей мере до 23 мая 2020 – даты вступления в силу норм Третьего энергопакета. По нему все инфраструктурные проекты, включая «входящие в Европу», должны принадлежать независимым операторам. Причем ни один поставщик газа не имеет права занимать более 50% пропускной способности трубы.

Так как «СП-2» строится «Газпромом» под собственные нужды, даже если его выделить в отдельную компанию, претендовать на загрузку вторых 50% мощности системы там просто некому. Следовательно, выполнение ТЭП должно было одновременно сократить объем прокачки дешевого русского газа в Европу с проектных 55 до 25 млрд куб. м. в год, и вдвое увеличить транспортные издержки.

С учетом этого сроки окупаемости проекта должны были сдвинуться вчетверо. На что европейские инвесторы вряд ли согласятся, а значит, Россия будет вынуждена значительно повысить цены, тем самым лишаясь своего ключевого конкурентного преимущества на европейском газовом рынке.

После экстренной модернизации «Академик Черский» в начале февраля 2020 года покинул Дальний Восток и, сложным маршрутом, по ходу постоянно меняя порты назначения и прикрываясь боевыми кораблями ВМФ РФ, 3 мая прибыл в порт Калининград.

Невозможность успеть закончить прокладку труб к дате вступления в силу ТЭП стала очевидной и вызвала политическую борьбу в ЕС и Германии по выведению проекта из-под его требований.

В настоящее время трубоукладчик «Академик Черский» вышел из Мукрана и проходит ходовые испытания после модернизации, и сейчас при помощи судов снабжения «Умка» и «Финвал», выполняющих функци якореразводчиков, завершает проверку устойчивости судна при использовании якорей, дополняющих систему динамического позиционирования. В район работ прибыли суда обеспечения, и в ближайшее время следует ожидать восстановления работ.

При скорости укладки в 3 км в сутки, «Черский» способен закончить недостающие участки газопровода за 55-60 суток. Теоретически можно успеть даже до конца 2020 года, что, с учетом остальных этапов пусконаладочных работ, позволяет ожидать ввода «Северного потока-2» в строй к марту-апрелю 2021 года. Но, скорее всего, контрольной датой нужно считать июль-август, так как запускать «трубу» после окончания сезона и перед летним минимумом спроса экономически нецелесообразно».

15 мая Федеральное сетевое агентство Германии отказало компании Nord Stream 2 в освобождении от требований обновленной Газовой директивы ЕС. 20 мая Верховный суд ЕС в Люксембурге по политическим мотивам отклонил иск с требованием выплаты участникам проекта штрафных санкций за изменение условий его реализации по политическим мотивам. 15 июня Nord Stream 2 подала апелляцию в Верховный суд Дюссельдорфа относительно решения Федерального сетевого агентства ФРГ по данному проекту

К концу июня стало ясно, что искусственно созданные в Европе юридические препоны русские преодолеют. Тяжба дошла до Конституционного суда ФРГ, который вынес вердикт в пользу разрешения строительства и исключения «СП-2» из-под требований ТЭП.

С этого момента США стали усиливать закулисное политическое и экономическое давление на европейских участников проекта. В частности, объявив угрозу введения санкций уже против всего немецкого порта Мукран, служащего операционной и складской базой строительства «Северного потока 2».

Однако если схожее по смыслу письмо в 2019 году действительно вызвало приостановку работ, то текст и содержание послания американской стороны лета 2020 года привело к обратной реакции. Власти ФРГ восприняли его за прямое оскорбление, заявив, что проект является внутренним делом Германии, внешнее вмешательство в которое абсолютно недопустимо.

Остаток лета у американцев ушел на бесплотные попытки блокирования «СП-2» непубличными методами. Но успеха они не имели. Дело шло к отмене блокировки, пока во второй половине августа на стол не легла так называемая «карта Навального».

Отравление главного публичного российского оппозиционера должно было серьезно рассорить Берлин с Москвой, прямо увязав признание Россией вины в покушении на Навального с перспективой «СП-2». Точнее – с отказом в его достройке в качестве наказания Москвы.

Однако провокация провалилась. Жертва покушения выжила. Обстоятельства «отравления» обрастают все более сомнительными деталями, Берлин упрямо отказывается смешивать Навального и «Северный поток-2», да и сам Навальный публично заявил об ошибочности любых попыток блокирования российского газового проекта, что указывает на то, что власти Германии заставили его это сделать.

Таким образом, США не смогли летом-осенью 2020 года остановить реализацию проекта газопровода «Северный поток-2», и даже подключение к этой теме кейса с «отравлением» Навального (о чем подробней ниже), не принесло ожидаемых результатов.

1.2. Провокация против «вагнеровцев» в Белоруссии.

29 июля 2020 года (всего за 10 дней до даты выборов президента республики) белорусскими властями были задержаны 33 российских ЧОПовца, следовавших через территорию республики для охраны объектов нефтедобычи в Венесуэле и Ливии, которых местные правоохранители выдали за бойцов ЧВК «Вагнер».

Однако уже 14 августа 2020 года 32 человека были отпущены в Россию в связи с бездоказательностью обвинений в их адрес со стороны белорусского правосудия (1 гражданин Республики Беларусь так и остался задержанным властями).

Более того, как показало дальнейшее расследование этой ситуации, данная провокация готовилась американскими, британскими и украинскими спецслужбами более года.

Та цель операции, которую озвучили для СМИ, состояла в том, чтобы после того, как ЧОПовцы, многие из которых были добровольцами на Донбассе, были бы собраны на территории Белоруссии и полетели одним из рейсов на юг через территорию Украины, посадить этот самолет в одном из украинских аэропортов и арестовать граждан России. После чего устроить громкий показательный политический процесс.

Однако, на самом деле, истинная цель операции состояла в том, чтобы вбить клин в белорусско-российские отношения. Якобы накануне выборов в Белоруссию прибыли подготовленные боевики, которые должны были поддержать государственный переворот и выступить в роли боевого отряда восставших. Именно на это и клюнули, во многом сознательно, отдельные высокопоставленные сотрудники белорусских спецслужб, подставив главу государства.

Угроза Майдана, особенно со стороны России, целенаправленно с 2014 года (после возвращения Крыма на Родину) вбивалась в голову Александра Лукашенко его ближайшим окружением во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем. Планировщики этой операции как в США и Британии, так и внутри республики прекрасно знали о его главных фобиях и попытались на этом грамотно сыграть:

«Как сообщают источники @wargonzo в силовых структурах, белорусский спецназ МВД "Алмаз", которому передали российских "богатырей" после задержания "Альфой" в санатории "Белорусочка", был уведомлен начальством о том, что к ним привезут "украинских радикалов". Об этом @wargonzo рассказал один из "алмазовцев", принимавших участие в спецоперации.

"Нам сообщили, что "альфачи" задержали отряд бандеровцев и сейчас их передадут под нашу охрану. Естественно, мы обалдели. Укропы-боевики - на нашей земле? Поэтому принимали жёстко. Потом уже, когда дома из новостей узнали, что это россияне - были в полном замешательстве. Все пацаны созванивались друг с другом и спрашивали - что происходит?" - рассказал по понятным причинам в анонимной беседе один из бойцов "Алмаза".

Вывод напрашивается только один - провокация была спланированной в том числе и силами внутри РБ».

Хотя процесс переговоров с белорусским руководителем относительно углубления интеграции в рамках дорожных карт Союзного государства простым не будет, Москва пока удерживает инициативу на белорусском направлении.

1.3. Война в Карабахе.

Анализ ситуации на границе Армении и Азербайджана, на первый взгляд, однозначно указывает на главного инициатора этого регионального кризиса – Турцию во главе с нынешним президентом страны Реджепом Эрдоганом, который хочет укрепить значение Турции как региональной державы и шире – всего тюркского мира. Однако, так это только на первый взгляд.

Эрдоган прекрасно понимает, что в этом конфликте он идет не просто против Армении, а против России, с которой Армения состоит в военно-политическом союзе. Соответственно, это игра против президента России Владимира Путина, который, напомним, всего несколько лет назад спас турецкого президента от государственного переворота.

С чем же связана подобная забывчивость турецкого «султана»? Ее причиной может быть только один фактор – он получил поддержку в этой антироссийской игре от более мощных игроков. Речь опять идет о Британии и глубинном государстве.

Напомним, что в июле руководителем Secret Intelligence Service MI6 внешней разведки Великобритании назначен Ричард Мур. Во время попытки путча военных с целью свержения Эрдогана он повлиял на официальную позицию Лондона – поддержать действующую власть, тем самым выступив вразрез с линией США.

В течение нескольких дней после этих событий Мур организовал визит в Турцию первого заместителя министра иностранных дел Великобритании Алана Дункана, в ходе которого он выразил поддержку президенту Реджепу Тайипу Эрдогану.

Характерно, что это произошло на фоне неопределённой реакции НАТО и США на этот политический кризис. Впоследствии именно Мур организовал приезд тогдашнего главы британского МИДа Бориса Джонсона в Анкару. Будущий премьер выразил солидарность с Турцией и заявил, что «Лондон будет стоять бок о бок с Анкарой».

Этой линии Великобритании продолжала придерживаться и в дальнейшем, несмотря на резкие выпады США и ЕС за многочисленные нарушения прав человека в Турции, в том числе пытки заключённых подозреваемых в соучастии в перевороте.  

Можно утверждать, что Ричард Мур оказал решающее влияние на поддержку Лондоном Эрдогана по ключевому вопросу внутри- и внешнеполитической повестки Анкары – судьбы курдской автономии на территории Турции. Своё категорическое несогласие с перспективой курдской независимости Мур очевидно продвигал в предшествующей нынешнему назначению должности руководителя политического отдела МИДа и советника премьера по вопросам нацбезопасности.

Видна рука Лондона и в турецкой кампании в Ливии – традиционное противостояние с Францией, а также теперь и в Карабахе. Стратегическая цель – та же. Использовать удобно сложившиеся условия для обострения конфликта в регионе.

После распада Османской империи по итогам Первой мировой войны Турция связывала свое будущее, как государства и нации, с интеграцией в западный мир. Прежде всего – со вступлением в Единую Европу. Сулившим перспективу с выгодной для себя использовать географическое и геополитическое положение страны как единственного удобного моста из Европы на Ближний Восток, в Восточное Средиземноморье, Закавказье, Среднюю Азию и даже к порогу Ирана.

Однако события последних 15 лет наглядно показали, что Европа принимать Турцию в состав ЕС не собирается никогда, а членство в НАТО не дает Анкаре никаких силовых преимуществ для решения ее собственных территориальных, экономических и, тем более, геополитических проблем.

Что касается США и особенно «глубинного государство» то они прямо рассматривают Турцию в качестве «третьего мира» и пространства по расширению глобального хаоса.

Единственным оставшимся вариантом сохранения государственности является возврат к стратегии возрождения «Империи Османов» по возможности максимально близкой к ее исходным границам до 1914 года.

Тем более что к тому сложились в определенном смысле подходящие условия. На протяжении всего постсоветского периода Россия не сумела восстановить свое геополитическое влияние в бывших союзных республиках, ныне ставших самостоятельными государствами. В Закавказье и в Средней Азии сформировался вакуум силы, заполнить который теперь посчитала возможным Анкара.

При любом исходе событий это неизбежно приведет турецкую правящую элиту к конфликту с Россией, Ираном и, в перспективе, с Китаем. Вынуждая всех погрузиться в распутывание крайне сложных местных застарелых конфликтов, порождая новые, и тем самым отвлекая от борьбы с «глубинным государством».

Таким образом, события в Карабахе, особенно с учетом смены власти в Киргизии и прихода к власти откровенного криминалитета, серьезно обостряют ситуацию и на южных рубежах России.

Продолжение следует

Выбор читателя

Топ недели