Криптовалюта в законе — параллельный финансовый мир
26 ноября на заседании правительства РФ был одобрен законопроект, регулирующий налогообложение криптовалюты. Законопроект, предусматривающий внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации решено внести в Государственную думу. Как ранее отмечал Михаил Мишустин правительство намерено направить развитие рынка криптовалюты в цивилизованное русло: с одной стороны — для защиты владельцев таких активов своих прав и интересов, с другой — для исключения возможности создания теневых схем их обращения.
Из хронологии событий: 11 ноября Минфин РФ на своем портале сообщал, что ведомство подготовило и представило на общественное обсуждение пакет законопроектов по цифровой валюте (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37278-minfin_rossii_razrabotal_paket_zakonoproektov_po_tsifrovoi_valyute), необходимые для реализации норм, которые закреплены в принятом 31 июля этого года и вступающего в силу с 1 января 2021 года закона о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (№ 259 — ФЗ (http://www.kremlin.ru/acts/bank/45766/page/7)). Законопроекты Минфина приводят регулирование таких активов в соответствие с рекомендациями ФАТФ, соблюдение которых позволит снизить количество операций, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путем.
Сообщалось также, что для выполнения обязательств Российской Федерации в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) подготовлены изменения в так называемый «антиотмывочный» закон № 115-ФЗ. В соответствии с изменениями, организации и лица, которые являются субъектами данного закона, будут обязаны направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях с цифровыми валютами. К слову, представители финансовых компаний ранее говорили, что именно взаимодействие в этом вопросе профучастников крипторынка с Росфинмониторингом или ЦБ является наиболее разумным, иные же схемы только усложнят работу и позволят обходить их.
При этом, судебная защита обладателей цифровой валюты, предусматривается только в случае, если владелец информирует как о самом факте обладания валютой, так и операциях с ней. Такой порядок защиты предусмотрен в Налоговом Кодексе. В случае совершения операций с цифровой валютой свыше определенной суммы требуется обязательное декларирование: ранее речь велась о пороге, превышающем 600 тысяч рублей в течение года, не учитывая движение таких валют между счетами одного человека или организации.
Из статьи 14 принятого летом федерального закона № 259, содержащей описание «оборота цифровой валюты», следует, что криптовалюты можно использовать в качестве средства платежа. Также ее можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки в рамках закона, заметим, по большому счету предусматривающего тот же контроль со стороны ЦБ РФ, под которым работают все профессиональные участники традиционного финансового рынка. В частности, будет вестись и реестр юрлиц, выпускающих криптовалюту. Пожалуй, основной изюминкой данного закона, является то, что российским резидентам запрещается принимать цифровую валюту в качестве оплаты товаров, работ и услуг. Как и запрещается рекламировать саму по себе возможность расчетов такой валютой.
Вероятно, речь идет о том, что, например, физлица могут приобретать криптовалюту у ставших в соответствии с процедурами закона профучастниками рынка, также как и рассчитываться через них, приобретая какие-либо товары или услуги, допустим, в маркетплейсах, но реализовать свои услуги и товары россияне не могут взамен на криптовалюту. То есть, в обход других традиционных мировых валют (доллара или евро) россияне могут покупать, к примеру, китайские товары. Таким образом, думается, по сути, возникает параллельный финансовый мир, позволяющий совершать импортные покупки. Но активность жизни этого мира будет зависеть от курса криптовалют, чем дешевле они будут, тем выше будет спрос на них.