В яде паука вида Tibellus oblongus обнаружили новый токсин

09.03.2021 - 21:54   2 196

Ученые из Института биоорганической химии РАН и ФИЦ химической физики РАН в составе международного коллектива провели анализ яда распространенного паука Тибеллюса продолговатого (Tibellus oblongus) и обнаружили в его составе новый токсин. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

Этот паук широко распространен по всему Северному полушарию. Он имеет удлиненное тело светло-бежевого цвета с темными полосами, что помогает ему прятаться на растениях, в садах, возле дворов, на лугах. Как пишут авторы работы в статье, опубликованной в журнале Toxins, паук является активным хищником и охотится на насекомых, но при этом он не плетет паутины и остается малоизученным с точки зрения состава яда.

«В яде был обнаружен новый токсин с необычным структурным мотивом. Токсин включает 10 остатков цистеина — вещества, входящего в состав белков и пептидов и играющего важную роль в формировании тканей кожи и в дезинтоксикационных процессах», — говорится в сообщении.

В новой работе ученые сначала предсказали наличие в яде паука нового токсина, который получил название Tbo-IT2. А затем с помощью методов жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии доказали, что он присутствует в белковой фракции яда. По данным исследователей, отличительными чертами Tbo-IT2 являются низкое сходство первичной структуры с известными животными токсинами и необычным распределением 10 остатков цистеина.

«Анализ полученных протеомных данных показал высокий уровень покрытия аминокислотной последовательности токсина и модификацию его С-конца, таким образом, предсказанный токсин мы подтвердили с высокой степенью достоверности», — приводятся в сообщении слова младшего научного сотрудника ФИЦ химической физики РАН Елизаветы Соловьевой.

Авторы работы, как добавили в министерстве, не исключают, что токсин имеет и другие интересные свойства, которые могут быть обнаружены в дальнейшем.