Азербайджан в «психозе»: «Армения мстит Казахстану за Карабах»

09.01.2022 - 14:42   7 779

Стремительное развëртывание сил Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстане вызвало ожидаемо негативную реакцию на Западе. Недовольство со стороны отдельных бывших республик СССР, которые взяли курс на евроатлантическую интеграцию, оказалось не менее предсказуемым. Однако рефлексия в отдельных уголках СНГ над бурными событиями в крупнейшей стране Центральной Азии и размещением здесь контингентов государств-членов ОДКБ всë же немного озадачила.

В этом отношении выделяется Азербайджан с его довольно сдержанным реагированием на официальном уровне и открытым недовольством среди представителей местного экспертного сообщества. Можно с уверенностью предположить следующее: от чего Баку по тем или иным причинам пока воздерживается заявить на государственном уровне, активно проговаривается приближëнными к власти политологами.

Азербайджанское информагентство Trend опубликовало сегодня, 9 января, подборку мнений политических комментаторов закавказской республики под показательным заголовком «Политологи и эксперты считают ввод сил ОДКБ в Казахстан незаконным».

Так, политический обозреватель Турал Исмайлов отметил, что один из пунктов устава ОДКБ предусматривает оказание помощи государствам-членам ОДКБ другими членами организации в случае какого-либо «внешнего военного вмешательства».

По его словам, «этот вопрос можно было решить без обращения к ОДКБ и ввода еë сил в страну».

Тут, по сути, нечего комментировать. Оказывается, «бандитскими» были подразделения Советской армии, вошедшие в Баку в указанное им время для спасения остатков местного армянского населения, а не бесчинствующие тогда в азербайджанской столице погромщики, откровенно террористические элементы, о которых президент Токаев говорил 5 января применительно к событиям у себя в стране.

Главный редактор газеты Bakı xəbər, политобозреватель Айдын Гулиев в беседе с Trend отметил, что в то время как события в Казахстане должны восприниматься в качестве внутреннего дела этой страны, «решение о вмешательстве ОДКБ ведëт к последствиям, противоречащим принципам суверенитета Казахстана».

По его словам, «грубое военное вмешательство» ОДКБ нанесло серьëзный удар по международному престижу Казахстана, значительно возросшему за последние годы.

Здесь ещë меньше надобности для какого-либо комментария, ибо разглагольствования о армянском мщении Казахстану, а через него и Азербайджану сродни политологическому психозу.

Эксперт Ильяс Гусейнов в свою очередь заявил изданию, что ввод войск ОДКБ в Казахстан является незаконным.

Также указывается, что между нынешними процессами в Казахстане и событиями, происходившими в Азербайджане 20 января 1990 года, наблюдаются «определëнные схожие моменты».

Очевидно, что Азербайджан и на казахстанском треке придерживается линии, которой следует Турция. Тамошнее руководство в эти дни особо не скрывает своë недовольство в связи с обращением самой большой по территории тюркской страны за помощью к союзникам по ОДКБ. По всей видимости, самолюбие лидера тюркского мира Реджепа Тайипа Эрдогана основательно уязвлено, и Анкара пытается найти свою нишу в развитиях по итогам «сжиженной революции» в Казахстане, начавшейся на волне социального бунта из-за повышения цен на сжиженный природный газ. Причëм, в позу уязвлëнных норовят встать и лидеры турецкой оппозиции, которые с той же настойчивостью, как и бакинские комментаторы, жестикулируют на нынешнее «армянское лицо» ОДКБ.

Так, обращение властей Казахстана за помощью к военно-политическому блоку и статус Армении в качестве действующего председателя ОДКБ озадачили бывшего премьер-министра Турции, ныне лидера оппозиционной Партии будущего Ахмета Давутоглу. Своей обеспокоенностью экс-глава турецкого правительства поделился 6 января на своей странице в Twitter.

И это говорит Турция, с еë богатым опытом оккупации более трети всей территории Республики Кипр с 1974 года, вторжения на территорию Сирии и пребыванием там как у себя дома вопреки воле законных властей соседней арабской республики!

Баку — это «турецкий мост» в Казахстан, и ему по определению нельзя выражать мнение, отличающееся от генерального курса «большого брата». Впрочем, далеко не всë обусловлено для азербайджанских властей одним лишь фактором Анкары. У Баку собственный мотив относиться к нахождению сил ОДКБ на противоположном берегу Каспийского моря с большой опаской. Армения является действующим председателем этой региональной системы коллективной безопасности, она отправила хотя и наиболее скромный по численности контингент (100 солдат и офицеров), но тем не менее сделала серьëзную заявку на получение в будущем военно-политических дивидендов. Как и вся ОДКБ в целом, о которой в последние годы разве что ленивый не рассуждал в категориях «никчëмной организации».

Если военный блок с участием армянского противника Баку показал солидарность и оперативность при развëртывании в Центральной Азии, почему бы ему не сделать это в Закавказье, возникни вдруг такая необходимость? Азербайджан после войны в Карабахе осенью 2020 года является потенциальным нарушителем территориальной целостности Армении. И рассуждения его экспертов о «незаконности» появления ОДКБ в Казахстане в виду отсутствия элемента внешней агрессии в случае с возможными процессами на южно-кавказском направлении будут абсолютно не к месту.

Кстати, что касается азербайджанской трактовки статьи 4 Договора о коллективной безопасности от 1992 года, то бакинским комментатором следует дать совет ещë раз вчитаться в еë положения. Понятие «агрессия» может иметь преимущественно внутренний характер, если его внешние источники или невозможно сразу идентифицировать, или они в современных условиях ведения так называемых гибридных войн не всегда поддаются такой идентификации. Исключительно внешнее генерирование угроз в отношении государств — членов ОДКБ статья 4 еë главного договора не закрепляет:

Баку есть от чего разволноваться с учëтом предстоящей карабахской повестки и дальнейшего соседства с Арменией по итогам 44-дневной войны в регионе. Он оказался в своеобразном «окружении» российского миротворческого контингента — одновременно в Нагорном Карабахе и по ту сторону Каспия. Казахстан продемонстрировал огромные риски региональной дестабилизации в южном подбрюшье России, у которой, помимо прочего, появилось меньше поводов рассматривать 5-летний срок пребывания своего контингента в непризнанной армянской республике в качестве первого и последнего.

Нервозность в Баку может быть связана и с тем, что «сжиженная революция» в сравнительно благополучном в социально-экономическом отношении Казахстане, таком же экспортëре нефти и газа на внешние рынки, как и крупнейшая экономика Южного Кавказа, подсознательно настраивает на повторение подобного «взрыва» уже в самом Азербайджане. Он, правда, не член ОДКБ, ему «незаконное вторжение» этой организации не грозит. Однако время для принятия решений о присоединении к Евразийскому экономическом союзу, куда соседа по Каспию ранее активно зазывал сам Нур-Султан, для азербайджанского руководства заметно сократилось.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.