Россияне на фоне СВО на Украине стали меньше чувствовать кризис — ВЦИОМ

19.07.2022 - 17:55   717

Уход иностранных компаний из России вызывает у россиян разные эмоции, но катастрофой это никто не считает. Большинство как в Москве и других крупных городах, так и в малых населенных пунктах на периферии позитивно относится к импортозамещению. Об этом в беседе с «Профилем» рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров.

«Уход иностранных компаний из России вызывает у россиян две основные эмоции. Первая, доминирующая — гнев и нежелание покупать товары убегающих брендов в случае их возвращения. С другой стороны, есть недовольство и опасение, как жить без IKEA и других компаний, которые составляли значительную часть нашего потребительского рынка», — заявил он.

По его словам, большинство россиян позитивно оценивают возможность импортозамещения. Особенно это касается продуктов питания, обуви, одежды. Есть опасения в части электроники, автомобилестроения, здесь есть негативные ожидания. Но сомнений, что будут, например, у нас свои IKEA или McDonald’s, ни у кого нет.

«Есть те, кто считает, что кризис в России был всегда. При этом мы действительно, с точки зрения неравномерности распределения дохода, лидируем и обгоняем даже США, не говоря уже о европейских странах. Значительная часть людей всю жизнь живет в кризисной ситуации на 10–15 тыс. руб.», — рассказал глава ВЦИОМ.

Он отметил парадоксальность ситуации. В России после начала спецоперации на Украине уменьшилось число тех, кто считает, что в стране кризис. Большинство считает, что все хорошо, потребительские настроения растут. Энтузиазма чуть меньше, чем после присоединения Крыма в 2014 году, но он есть. «Россияне испытывают чувства объединения, гордости, суверенности. Все это положительно влияет на поведение человека, появляется уверенность в том, что наконец-то правильно стали действовать, и все у нас будет хорошо», — добавил Фёдоров.

Проблемы есть, но ужас не наступил, и это прибавляет россиянам уверенности в завтрашнем дне. После введения санкций катастрофические прогнозы, которыми пугал Запад, не оправдались. Нельзя сказать, что в сложившейся ситуации кто-то «испытывает состояние чистого счастья», но нет и тех, кто паникует, ситуация более-менее ровная. Немного отличается реакция на уход иностранных компаний у людей в городах-миллионниках и у жителей маленьких провинциальных городов. В столице привыкли жить лучше и воспринимают происходящее «быстрее и эмоциональнее». В регионах реагируют более замедленно и спокойно.

Напомним, IKEA закрыла магазины на территории России с 4 марта на неопределенный срок. McDonald’s объявил о приостановке работы в РФ 14 марта, объяснив такое решение проблемами с логистикой. Позже стало известно о продаже российского бизнеса компании — действующему лицензиату.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.