Грузия, как еще одно «убывающее» государство на постсоветском пространстве | Продолжение проекта «Русская Весна»

Грузия, как еще одно «убывающее» государство на постсоветском пространстве

Для начала предлагаю расшифровать понятие «убывающее государство». Этим термином мы награждаем страны, утрачивающие свои ключевые государствообразующие признаки (письменность, культуру, память, традиции и проч.) и ужимающиеся экономически, демографически, а иногда и территориально. Очевидно, что к ним сегодня из стран-соседей РФ относятся, в первую очередь, Украина, Молдова, прибалтийские государства и Грузия. Не очевидно другое: то, что все эти деградирующие в цивилизационном смысле страны — самые «демократические» на постсоветском пространстве, в том смысле, что самые прозападные и антисоветские. Получается, что вирусы примитивно понимаемой демократии и пещерной русофобии являются для бывших советских республик предвестниками и смазочным материалом их движения в небытие. И, напротив, чем дальше постсоветские страны от вестернизации, тем здоровее их организмы: в них и население растет, и власть укрепляется, и экономики идут в рост даже несмотря на изначальную отсталость этих государств в сравнении с западной частью бывшего СССР.

На прошлой неделе в одной из названных стран, а именно в Грузии вновь произошли события, укладывающиеся в логику убытия этой страны в геополитическое гетто, её скатывания в периферию даже по евразийским меркам.

Общую оценку произошедшего в Тбилиси в контексте тех процессов, которые разворачиваются сегодня на Кавказе, я изложил в целом ряде публикаций (см. — http://i-eeu.ru/category/news/o-podlinnyx-prichinax-isterik-rusofobov-na-postsovetskom-prostranstve-i-za-ego-predelami/), так что не буду повторяться. В этой же заметке я хочу коснуться только одного аспекта — того обстоятельства, которые следует иметь в виду, рассматривая Грузию и некоторые другие постсоветские страны как «убывающие государства».

Полагаю, что инфицирование грузинских элит и значительной части населения Грузии евроамериканскими «ценностями» и, как следствие, русофобией — это основная, но не единственная причина происходящей в данной стране общекультурной деградации. Еще одна причина — почти полное выпадение этой страны из логики евразийского развития, в чем виноваты не только грузинские элитарии, но и российские олигархи, почти 30 лет особо не предлагающие стратегии совместного евразийского развития ни Грузии, ни Украине, ни многим другим государствам. Во многих бывших республиках СССР изначально было огромное количество сторонников России, а сейчас остается минимум-миниморум.

Кое-что, конечно же, Россия предлагает своим соседям, но предложения эти сводятся в основном, к организации формальных диалогов ни о чем (это на политическом уровне), а также к совместной реализации разного рода олигархических проектов в экономике. Так, если бы Межпарламентская Ассамблея православных парламентариев была бы реально действующей организацией, приносящей очевидную пользу Грузинской православной церкви, РПЦ и всему православному миру (а не только синекурой для некой межпарламентской тусовки), реакция грузинского общества на мероприятие МАПП в парламенте страны наверняка была бы несколько иной.

Не сомневаюсь также, что отдельные российские олигархи и чиновники водят различные бизнес-хороводы с Бидзиной Иванишвили (как водили они подобные хороводы в той же Грузии и с Гамсахурдиа, и с Шеварднадзе, и даже с Саакашвили) и с некоторыми другими грузинскими предводителями, но народы России и Грузии в этих хороводах точно не при чем.

По факту по всем странам постсоветского пространства к настоящему времени утвердилась такая форма двустороннего (с РФ) сотрудничества, при которой теневые элиты стран-партнеров взаимодействуют — и весьма неплохо, а вот официозные структуры враждуют. Получается, что как бы не получали местные (украинские, грузинские, армянские и прочие) олигархи из России газ, электроэнергию и туристов по бросовым ценам в обмен на дешевых гастарбайтеров и мандарины, официальная лояльность политиков соседних государств к России остается на крайне низком уровне: политики и рядовые избиратели ведь не в доле от продажи в названных странах российского газа или от поставок в них тех или иных российских товаров.

Тут самый классический случай — специфическая политика руководства Беларуси, которое при тройной финансовой выгоде РБ от экономической интеграции с Россией (об этом см. здесь: http://i-eeu.ru/category/news/dogovor-o-soyuznom-gosudarstve-belorussii-i-rossii-nuzhdaetsya-v-peresmotre/), проводит по отношению к РФ откровенно фрондистскую линию и стремится всячески подчеркнуть свою политическую независимость от России.

Нужно понимать, что в отношениях между Россией и рядом стран постсоветского пространства еще в 90-е годы прошлого века утвердилась особая формула взаимоотношений, которая, с одной стороны, всячески стимулирует паразитизм многих стран-соседей РФ, с другой — совершенно не подразумевает лояльности каких-либо политических сил этих стран благодушному российскому соседу.

Фронда, систематически выливающаяся в русофобские акции в странах-партнерах, — оборотная сторона либеральной внешней политики России, направленной исключительно на поиск олигархического партнерства, но не работы с населением и организацией конкретной и профессиональной политической работы. Ну вот почему, к примеру, годы и годы нынешняя российская власть накачивала Грузию туристами при том, что руководство этой страны все это время укрепляло свои отношения с НАТО и относилось к РФ как стране-оккупанту? (Под словом «накачивала» я в данном случае понимаю — «всячески содействовала»). И только когда жахнуло — какие-то отморозки на телекамеры отматерили не кого-нибудь, а самого главу РФ — были приняты меры, причем, не самые идеальные, если иметь в виду отмену рейсов в Грузию российских авиакомпаний.

А что надо было делать?

Еще в 2008 году, в ответ на грузино-американскую спецоперацию в отношении Южной Осетии, Россия должна была ввести налог (обязательный и солидный страховой сбор) на туристические поездки в Грузию. То есть, не блокировать возможность туристических поездок в Грузию для российских граждан, а всего лишь начать умно регулировать этот процесс в интересах собственной (а не грузинской) экономики.

К примеру, в ответ на русофобские заявления кого-либо из грузинских политиков в адрес «страны-оккупанта» тут же повышать страховой сбор на выезжающих в Грузию российских туристов до 100–200 долларов США, ну чтобы стимулировать их стремление отдохнуть где-нибудь в Краснодарском крае. (Аналогичным образом, кстати, мы могли бы воздействовать и на турецкий турбизнес, а потому в ответ на атаку турецких ВВС на российский СУ в 2015 году не помидорами следовало заниматься, ограничивая их импорт в РФ из Турции, а вводить серьезный и обязательный страховой сбор на турпоездки в эту страну под предлогом роста угрозы для жизни вылетающих к Средиземному морю российских граждан).

Казалось бы — все просто. Но не для российских чиновников и депутатов, не привыкших шевелить булками там, где нет олигархической халявы В итоге российский олигархический тупизм неизбежно сопровождается — то там, то здесь — паразитическим тупизмом и скачками местечковых украинских, прибалтийских или грузинских маргиналов.

С моей точки зрения, депутату Государственной думы РФ Сергею Гаврилову и его соратникам сам Бог велел уже в ближайшее время поднять в российском парламенте вопрос — «Доколе?» и выступить с инициативой внесения в Госдуму проекта соответствующего федерального закона, предполагающего введение плавающей величины страхового сбора для туристов, выезжающих в некоторые, особо недружелюбные (а потому опасные для граждан РФ) по отношению к России страны.

В противном случае нас будут продолжать периодически гнать из самых регионов, покуда мы не научимся, наконец, защищать свои права и интересы, опираясь на умную и гибкую политику всей системы государственных институтов Российской Федерации. Это тем более необходимо в ситуации, когда и «терпеливая» без меры Россия вот-вот может оказаться в числе «убывающих государств».

5 208