Владимир Лепехин: идеология наживы как главная причина роста в России цен на всё

14.05.2021 - 1:01   2 970БЕЛЬСКИЙ Виталий

В правительстве задумались над тем, что считать главной причиной роста цен на продукты питания. Последняя версия, озвученная Мишустиным – жадность торговцев. С вопросом о том, что все-таки является основной причиной нарастающей дороговизны всего я обратился к директору Института ЕАЭС Владимиру Лепехину, систематически публикующему свои комментарии по данной проблеме в издании «Свободная пресса».

Владимир Анатольевич, глава правительства Михаил Мишустин заявил на днях, что одной из причин роста цен на продукты в России является жадность отдельных производителей и торговых сетей. Вы согласны с ним?

Цены на продовольствие – это сегодня чуть ли единственное, что существует ПОКА еще в рыночном режиме. К примеру, цены на услуги ЖКХ или на бензин – это не рынок, это произвольный маржинг монополий. И никому из чиновников в голову не приходит провести параллель с механизмом роста цен, например, на бензин и ростом цен на продукты питания. А глубинные причины и механизмы здесь, на самом деле, одни и те же. Если в первом случае основная причина – монополизм и жадность нефтяных олигархов, то во втором – не просто жадность торговых сетей или производителей, но и их монополизм.

Но глава правительства утверждает, что у власти «достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах». Какие инструменты он имеет в виду? И что такое новый налог «на жадность», о котором упомянул Мишустин?

На самом деле бизнес, как вода – естественным образом закатится в любую ямку и утечет в любую щель, если его прессовать. К примеру, первым на слова Мишустина отреагировал Дерипаска, и из его слов понятно, что его более всего беспокоит порядок вывода дивидендов своих компаний за рубеж, а вовсе не какие-то цены (Дерипаска ответил на слова Мишустина о жадном бизнесе). Так что, чем больше правительство будет штрафовать и российский бизнес, тем меньше он будет в итоге платить налогов в собственной стране. Не существует конкретным критериев и показателей «жадности», но есть показатели, по которым можно определить причины роста цен – а вот этим чиновники заниматься на хотят. Однако ясно, что от повышения налогов цены только вырастут.

Но в федеральном правительстве имеются и другие точки зрения. Некоторые чиновники говорят о том, что сдерживание цен на продукты в России нельзя обеспечить административными мерами или декларативными соглашениями с производителями и торговыми сетями (как это происходит сегодня в случае с ростом цен на сахар и подсолнечное масло) и что нужно применять рыночные меры. Вопрос – о каких рыночных мерах идет речь?

Наиболее продвинутые чиновники, конечно же, понимают, что цены невозможно регулировать путем административных мер, в противном случае это уже будет не торговля, а принудительное распределение товара, которое неизбежно приведет страну к его дефициту, как это было в СССР. Но что делать реально и в масштабах российской экономики как таковой, они не знают. Их ведь коммерческие структуры направили в правительство не для того, чтобы они там думали и что-то решали в интересах национальной экономики, но для того, чтобы они решали лоббистские вопросы, обеспечивая госпреференции материнским компаниям. То есть, они тоже выросли из советской административной системы управления и, следовательно, в реальном рынке работать не могут. Более того, сегодня в России нет конкретного человека, который отвечает за цены, и нет конкретного органа, который бы занимался объективным анализом актуальных экономических проблем и противоречий.

Насколько тотальная ситуация с ростом цен? Она ведь касается не только сахара и подсолнечного масла. Я лично вижу, что цены в кафе и ресторанах повысились в сравнении с прошлым годом процентов на 20. То же касается большинства фруктов и овощей. Минимум на 10 % выросли цены, например, на хлеб Бородинский… Такое ощущение, что цены не растут только на продукты из пальмового масла и пластика.

Цены повышаются на все без исключения товары. Просто народ особо недоволен именно ростом цен именно на товары первой необходимости, то есть на то, от чего он отказаться не может. Он может, к примеру, отказаться от частого использования автомобиля, от турпоездок, от походов в ресторан или в кино, от водки и пива, от кредитов, ипотеки и даже одежды. Он может отказаться и уже отказывается от детей, но от некоторых продуктов питания отказаться не может – и на это он болезненно реагирует.

В принципе, главная катастрофа, которая сегодня назревает, это оплата услуг в сфере ЖКХ. Вот где монополизм, жадность и отсутствие порядка.

И что, в таком случае, делать? Какими должны быть, с вашей точки зрения, действительно эффективные инструменты борьбы с дороговизной и каковы должны быть первые шаги правительства в данном направлении?

Я уже неоднократно говорил в своих интервью «Свободной прессе» (см. Сладкая жизнь — как по маслу? Только дешевых продуктов нет...), что главными причинами роста цен в России являются обусловленное подчинением российской экономики установкам МФВ устойчивое падение стоимости рубля, а также идеология наживы. Именно эта идеология, в свою очередь, является основной причиной растущего монополизма российских псевдобизнесов, где в единой связке против потребителя объединились чиновники, управленцы, олигархи и банкстеры. К примеру, во всех отраслях сегодня в России происходит так называемое укрупнение бизнеса, которое выдается за наведение порядка в экономике и как бы повышение роли государства в управлении экономикой.

На самом деле, укрупнение бизнесов происходит не в интересах государства, а в интересах конкретных кланов, в результате чего из всех отраслей изгоняются независимые предприниматели, которые и являются источником альтернативных цен. Достаточно посмотреть, что происходит с торговыми сетями, которые попросту уничтожили независимые магазинчики или, к примеру, - с производителями аграрной продукции, которые начисто уничтожили или, точнее, так и не дали состояться российскому фермеру. Благодаря этому растущая наценка на любые производимые в России товары и услуги фактически перетекает от якобы жадных производителей в карманы действительно жадных чиновников.

Выбор читателя

Топ недели