Введение виз со Средней Азией создаст массу новых проблем
В российском информационном пространстве есть ряд дискуссионных вопросов, по которым общество не может или не хочет договариваться. Как следствие, эти вопросы не снимаются, а напротив, периодически обостряются — когда появляются соответствующие поводы. Например, вопрос о снятии моратория на смертную казнь вновь всплыл после убийства и изнасилования двух девочек в Кузбассе; вопрос о месте в истории России деятелей раннего СССР — во время обсуждения восстановления памятника Дзержинскому на Лубянке; о национальном или многонациональном характере российского государства — в ходе обсуждений «русских» поправок в Конституцию.
А самый больной вопрос — что делать с трудовыми мигрантами из Средней Азии, заполонившими российские города. Прежде всего, конечно же, Москву. И это соседство категорически не нравится многим российским националистам, по любому поводу демонстрирующим свои взгляды на необходимость расовой чистоты в Первопрестольной. Так, например, они возмущаются решением московских властей продублировать надписи на станции метро «Лесопарковая» на таджикском и узбекском языках. Руководство метрополитена уверяет, что дублирование появилось из-за находящегося в Сахарово миграционного центра, куда ходят маршрутки с мигрантами как раз от «Лесопарковой», однако критики уверены, что речь идет об очередном унижении титульной нации.
Однако их жалобы на собственные фантазии — не самая большая проблема. Резонансные преступления с участием мигрантов (в последние дни весь интернет гудит из-за изнасилования и убийства двумя таджиками пенсионерки в Подмосковье) каждый раз реанимируют вопрос об отмене безвизового режима со странами Средней Азии. Режима, благодаря которому граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана (казахи в меньшей степени — у них и дома работа есть) массово и без особого контроля приезжают на заработки в Россию. Визовый режим, по мнению его сторонников (к которым, кстати, относятся не только националисты, но и многие любители быстрых решений сложных вопросов), решит целый ряд важных проблем.
Во-первых, снизит криминогенную обстановку в городе — ведь, по их мнению, статистика МВД и лично мэр Собянин говорят о том, что в столице более половины всех преступлений совершают мигранты. Во-вторых, отмена безвиза позволит заменить хотя бы часть среднеазиатских мигрантов рабочими-россиянами. В-третьих, визовый режим позволит контролировать приток мигрантов, очищать его от преступников, педофилов, исламистов и других не нужных России гостей.
На самом же деле ни одну из этих проблем визовый режим не решит. Более того, он создаст новую, не менее опасную. Так, ссылающиеся на статистику МВД по мигрантам и на слова мэра Москвы, должны внимательно разобраться, о чем там говорится.
Речь шла о мигрантах в общем — как внутренних (то есть иногородних), так и внешних (иностранных). И внимательный взгляд на статистику преступлений показывает, что на долю граждан стран СНГ в 2019 году (последнем доковидном) пришлось около 5,5 тыс. преступлений из 142 тысяч по всей Москве. То есть не 60%, не 50%, а 3,8%. При том, что в 2019 году граждан стран СНГ в столице было более миллиона человек — и это явно не 4% от населения города.
В общем по России на долю граждан СНГ (то есть всех граждан, а не только среднеазиатов) приходилось лишь 2,9% от всех преступлений, совершенных на территории России. И это при том, что доля граждан стран СНГ в общем количестве людей, проживающих в РФ, опять гораздо больше 2,9%. Более того, самым популярным правонарушением, за которое ловят мигрантов, является подделка документов, а не какие-то тяжкие или особо тяжкие преступления.
Таким образом, элементарное обращение к статистике и знание математики показывает, что граждане СНГ в процентном соотношении к их численности в целом гораздо более законопослушны, чем граждане РФ. Что и неудивительно, поскольку рядовой таджик или узбек приезжает в ту же Москву вкалывать для прокорма семьи и зарабатывать деньги, а не проблемы с властями.
Второй вопрос — обеспечение работой российских граждан за счет освободившихся после гастарбайтеров мест — сам по себе важен и требует решения. Правительство действительно должно сначала обеспечивать работой россиян, а потом уже думать о том, как позволить заработать гражданам Узбекистана и Таджикистана. Однако проблема в том, что на сегодняшний день власти не способны организовать эффективную систему транзита рабочей силы из одних регионов в другие. Это только в фантазиях отдельных людей нужно просто взять жителя деревни Васюкино Тверской области и поставить его работать дворником в Москве.
В реальности для этого необходим фонд дешевого и качественного съемного жилья (которое нужно строить), высокий фонд заработной платы, на которую пойдет работать россиянин (для чего нужно дрессировать работодателей и выводить их из серых схем), а также воспитание в людях соответствующей культуры труда, своего рода трудовой этики. Ничего этого сейчас в масштабах Москвы нет, поэтому работодатели предпочитают нанимать дисциплинированных, не особо требовательных и непьющих жителей Средней Азии — и даже возмущаются ситуацией, когда этих людей на рынке труда не хватает из-за того, что многие уехали домой во время пандемии. Особенно страдает сектор общепита, стройки, транспорт и логистика. И что-то не видно, что вакансии стали массово заполняться россиянами из провинции.
При этом визовый режим лишь увеличит дефицит трудовых мигрантов. Ведь — и это к третьему вопросу — режим этот приведет не к контролю, а к хаосу и резкому сокращению числа гастарбайтеров просто потому, что российские консульства в регионах не будут справляться с потоком желающих. Так, например, в доковидном 2019 году граждан Узбекистана в России было более двух миллионов человек. Предположим, всем им нужно будет выдавать годовые визы (ибо на больший срок давать бессмысленно — исчезает смысл визового режима). Это значит, что консульства РФ в Узбекистане должны каким-то немыслимым образом штамповать минимум 5,5 тыс. виз в день. В день! Это абсолютно нереальные задачи.
В итоге введение визового режима не решит ни одной из проблем безвиза, а вместо этого создаст новые. И дело даже не столько в экономических проблемах и гололеде на улицах (которые приведут к куда большей потере денег и жизней, чем те, которые сейчас теряются из-за преступников-мигрантов), сколько в геополитической катастрофе. Формула очень проста и понятна для любого международника. Массовый отток трудовых мигрантов из России (куда они не смогут попасть из-за визового режима) вызовет существенный кризис в их родных странах. Социальный (приедут миллионы людей) и экономический (переводы из России в странах Средней Азии иногда эквивалентны всей расходной части их госбюджета). В странах начнется хаос, миллионы голодных и безработных свергнут власть — и в авангарде пойдет единственная оппозиционная, альтернативная властям, сила, которая смогла пережить репрессии тех же таджикских или узбекских властей. Местные исламисты.
Да, это прежде всего проблема местных неэффективных элит, однако в то же время это проблема и для России. Ведь в итоге как минимум мы получим резкую дестабилизацию нашего южного подбрюшья с миллионами беженцев, которые ринутся в РФ, а как максимум вынуждены будем отправлять наши войска для наведения порядка в наводненных исламистами странах. Цена этой операции очевидна — гибель наших солдат, устроенные исламистами ответные теракты в Москве и т. п. Спасибо, не надо… Проходили.
И для того, чтобы не проходить снова, нужно всего лишь не идти на поводу у любителей быстрых решений и не вводить никаких визовых режимов со странами Средней Азии. А преувеличенную, но все-таки существующую проблему с этнической узбекской, киргизской или таджикской преступностью в Москве решать иными способами. Например, эффективной работой правоохранителей, а также элементарным отношением к мигрантам как к людям. Без самоуничижения — как в Европе и США — но и без демонстрации их второсортности. Если эти мигранты будут понимать, что их тут уважают, их труд ценят, а о них заботятся, то и они будут относиться к России как к дому. А дома, как известно, не гадят.