Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!
Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами | Продолжение проекта «Русская Весна»

Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами

07.03.2020 - 16:241 650

История с селянами, атаковавшими съемочную группу украинского телеканала, оказалась весьма интересной. В деталях инцидента, при котором толпа с топорами взяла в осаду журналистов, расследовали их коллеги.

Инцидент с крестьянами произошел в начале марта. Журналисты приехали на Прикарпатье разбираться, как уничтожают охраняемые в теории государством уникальные горные пласты Днестровского каньона.

Добыча камня идет там в промышленных масштабах. Особенно много его на берегу Днестра в Мостище. Ивано-франковские экологи говорят, что если так будет продолжаться дальше, что горы, которые образовывались миллионы лет, уничтожат за десять лет, сообщает «Страна».

Камни отсюда добывают для декоративных нужд. Карпаты активно «строятся», и куда сбывать продукцию есть.

Груды щебня и камней лежат в Мостище прямо возле местных усадеб. Взрослое население деревни, которое нигде не работает, промышляет в основном именно этим.

Поэтому на вопросы журналистов отвечали настороженно. А потом идентифицировали их как опасность.

«Съемки сюжета об уничтожении Днестровского каньона превратились в съемки голливудского триллера. Уже через несколько минут к нашей съемочной группе сбежались все жители Мостища. Нас и нашу машину взяли в осаду и более часа не выпускали из села», — говорится в сюжете «Интера».

Пришлось вызывать полицию, которая приехала довольно быстро. Тем временем к журналистам начали подходить мужчины, вооруженные топорами (видимо поэтому полицейские и прибыли оперативно, зная местные нравы).

Тем более, что люди, живущие здесь, спаяны не только экономическими интересами.

Мостище — один из центров протестантской секты кашкетников. Эта религиозная община живет в ряде сел Ивано-Франковской и Тернопольской областей.

Кроме Мостища, представители этого сообщества живут в деревнях Будзин и Делева Тлумацкого района Ивано-Франковской области. А также в Сновидове, Возилове, Стенке, Космирине и Соколове Бучацкого района Тернопольщины.

Все это район речки Днестр.

«Кашкетник» — это ироничное название сектантов со стороны других жителей этого региона. Мужчины у них носят с младых ногтей и до старости темные фуражки в знак смирения перед богом — в переводе на украинский язык «кашкеты».

Сами они называют себя проще — верующими.

Это сообщество пятидесятнического толка (одно из самых молодых и радикальных проявлений протестантизма). Ближе всего они к американским «амишам» — общине анабаптистов, которые живут в закрытом от внешнего мира режиме, женятся лишь на себе подобных и не признают ряд благ цивилизации.

«Кашкетники» тоже выступают против электричества и предметов научно-технического прогресса — компьютеров, автомобилей и так далее. Их женщины с детства носят на голове яркие, цветастые платки.

Общины максимально закрыты, и если кто-то из них выходит и начинает вести нормальную жизнь, родственники могут от него отвернуться.

Истоки этой религиозной группы изучены мало. Известно, что евангелисты появились тут в 1920-х годах. По легенде, первую общину основал бывший солдат австрийской армии из украинцев, который во время первой мировой попал к русским в плен. И вернувшись в родные места начал проповедовать Евангелие.

Более-менее серьезно за общины протестантов у Днестра брались в 60-х годах при СССР. Тогда их называли, конечно, не кашкетниками, а «пятидесятниками и иеговистами».

Кстати, именно в те годы секта получает второе дыхание: начинается электрификация сел на Западной Украине, туда проводят радио, ТВ и так далее. Во главе течения против модернизации стал «пророк» Иван Деркач.

Деркач побывал в немецком плену во время войны, но бежал оттуда, и после возвращения уехал работать на Донбасс. Потом вернулся и начал проповедовать отказ от мирских благ.

Ближе к 1975 году оформился раскол на светских евангелистов, которые пользовались благами цивилизации, хотя и сохраняли между собой строгие правила, и «темных» — тех, кто пошел за Деркачом (это, кстати, еще одно употребляемое в регионе название «кашкетников»).

От «темных» и берут свое начало современные кашкетники. Деркач у них почитается родоначальником движения и даже чудотворцем, умевшим исцелять и предсказывать (утверждается, что он предрек распад СССР и проигрыш Януковича на первом Майдане).

Умер он совсем недавно — в 2009 году и похоронен в селе Космирин.

Как вспоминают те, кто знал Деркача — он не ссорился с советской властью. И когда к нему приезжали местные чиновники, он рассказывал им, что учит тому же, что и советские законы: не красть, не убивать, помогать ближнему.

Поэтому репрессий против «кашкетников» не было. Единственное исключение — это отказ некоторых молодых людей идти в армию. Тогда они получали свой тюремный срок за уклонение.

Секта почти не принимала членов со стороны, зато исповедовала умножение общины через многодетность. «Женщина, как и земля, должна плодоносить каждый год», — учил Деркач. У него самого было 16 (!) детей. Рождаемость в селах единоверцев — даже сейчас самая высокая в регионе: в одном селе Стенка на две тысячи жителей в год рождается сто детей.

После смерти «пророка» жизнь «кашкетников» стала чуть более открытой для мира: дети начали посещать школы, приходится пользоваться и техникой. Включая мобильные телефоны, без которых никуда не берут на работу.

А вот религиозные практики сектантов — похожи на то, что у других евангелистов: позднее крещение в 16 лет, молитвы на каждое дело, отсутствие выпивки и шумных праздников, зато — пышные похороны, куда приходит полсела помолиться.

Хоронят «кашкетников» на обычных кладбищах. Могилы их легко различить — нет надгробий и крестов: просто холмики, заросшие травой.

Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами | Продолжение проекта «Русская Весна»
Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами | Продолжение проекта «Русская Весна»
Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами | Продолжение проекта «Русская Весна»
Люди в кепках с топорами, атаковавшие украинские СМИ на Прикарпатье, оказались сектантами | Продолжение проекта «Русская Весна»

Выбор читателя

Топ недели