Почему Лукашенко не выдал российских бойцов Украине, и почему так сильно обиделся Зе
Вчера Белоруссия вернула россиян, которые были задержаны в конце июля.
Им так и не предъявили обвинений, вина их судом не доказана, а значит вся легенда об их якобы участии в провокациях против Лукашенко — окончательно рассыпалась.
Очень показательной оказалась реакция Украины. Киев буквально взорвался резкими заявлениями. А президент Владимир Зеленский заявил о неких сорванных договоренностях.
Реакция Офиса президента приоткрыла занавес над интересным аспектом всей этой истории — ролью Украины, которая, судя по всему, была определенным образом вовлечена в процесс еще до задержания российских бойцов.
История началась 29 июля. Спецназ КГБ Беларуси захватил три десятка граждан России в санатории под Минском. Власти страны заявили, что задержанные — бойцы частной военной компании, которые прилетели в Беларусь участвовать в массовых беспорядках и устраивать провокации накануне президентских выборов.
Параллельно стало известно, что большинство из россиян ранее воевали на Донбассе и имели гражданство Украины. То есть поддерживали сепаратистов.
Сразу после задержания на Украине начались разговоры, что Беларусь может выдать «вагнеровцев» Киеву. Позже в Минск направили официальный запрос. И власти соседней страны начали на словах допускать, что выдача может состояться — мол, если будут правильно оформлены документы на экстрадицию.
Чтобы поддержать это начинание, Владимир Зеленский даже позвонил Александру Лукашенко и лично попросил его посодействовать экстрадиции. Начались консультации с украинским послом. Одновременно Россия официально заявила, что резко против передачи граждан РФ третьей стороне.
То есть выдать «бойцов ЧВК» Украине Беларусь могла, только сделав откровенно враждебный акт против России. И вероятность такая виделась из Киева очень высокой — учитывая риторику Бацьки.
Лукашенко в тот момент действительно разыгрывал антироссийскую карту. Накануне выборов он пытался показать Западу, что находится в конфликте с Москвой. Настолько жестком, что захватил граждан РФ и объявил их диверсантами (хотя подтверждавших это фактов Беларусь не привела).
Целью комбинации, было вынудить Евросоюз и США признать выборы, на которых Лукашенко планировал победить, невзирая на уже формировавшийся майдан.
То есть имела место политическая технология, а не реальный страх перед «российскими боевиками». И когда она начала давать сбой, а потом и откровенно вредить президенту, историю начали сворачивать.
Дело в том, что Запад в версию о российской угрозе не поверил. А отношения с Россией начали резко портиться, что грозило Бацьке предвыборной войной уже на два фронта. Тогда Лукашенко сменил риторику и рассказал, что часть информации о «боевиках» получил с Украины. А затем дал понять, что Киеву никого не выдаст.
Одновременно российские СМИ опубликовали расследование о том, что именно украинские спецслужбы выманили россиян на территорию Беларуси и подставили группу под удар местных силовиков. С целью, во-первых, вбить клин в союз Минска и Москвы накануне выборов и лишить Бацьку ее поддержки. Во-вторых — в ответ за услугу, якобы оказанную в адрес Лукашенко — заполучить себе россиян.
Украина этой версии не комментировала. Но активно продолжала требовать выдачи арестованных в Беларуси людей.
Тем временем, в стране прошли выборы, начался «Майдан» и его жестокое подавление. Россия выборы признала и Лукашенко поздравила, а вот Запад обвинил Бацьку в фальсификациях и беспредельном насилии и начал готовить введение санкций.
Для Лукашенко стало совершенно понятно, что изначальный расчет на «умиротворение» Запада рассказами о «российской угрозе» провалился и последствия не заставили себя ждать.
Уже вчера генпрокуратура России заявила, что все они вернулись домой.
Реакция Украины оказалась крайне резкой и контрастировала с довольно мягкими комментариями ситуации в Беларуси из уст официальных лиц Киева до сих пор. Как будто была сорвана целая операция, а не случайный куш уплыл из рук.
Капслок Зеленского
Сразу после информации о возвращении «наёмников» домой, вышло обиженное по тону заявление Офиса президента Украины.
«Украина с сожалением воспринимает решение Республики Беларусь передать России ранее задержанную группу лиц, принадлежащих к частной военной компании „Вагнера“.
Безусловно, Республика Беларусь — независимое государство с собственной позицией, но украинская сторона ожидала более юридически корректного и взвешенного решения».
Уже данная реакция была наполнена странными для межгосударственных отношений упреками.
Но сегодня утром уже от имени президента Зеленского вышел еще более жесткий текст.
В нем Зе зачем-то использовал слова, написанные заглавными буквами — так обычно во время полемики в соцсетях показывают, что человека переполняют эмоции. Но для официальных сообщений это какой-то новый стиль.
Приводим полный текст этого пространного сообщения:
«Несколько слов о важном с БОЛЬШОЙ БУКВЫ. О тех самых „вагнеровцах“, демонов современной войны, которых правительство Беларуси выдало… России.
На мой взгляд, это странно, некорректно и точно неприемлемо в дружеских межгосударственных отношениях.
Во-первых, публично наговаривать о каком-то якобы вмешательстве Украины во внутренние процессы в Беларуси. Этого точно не было.
А во-вторых, ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗУСЛОВНОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В ДЕЛА КАК БЕЛАРУСИ, ТАК И УКРАИНЫ — прежде всего Украины — ДЕМОНСТРАТИВНО ОТДАТЬ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЕ.
Это плохая история. История, в которой явно пренебрегли доверием, объективностью и адекватной оценкой негативных последствий.
Бойцов частной военной компании „Вагнер“, недавно задержанных на территории Беларуси, таки отправили в Россию. Несмотря на имеющиеся договоренности о сугубо юридическом и чисто объективном подходе к оценке этого дела. Офис Генерального прокурора Украины обращался в Генеральную прокуратуру Беларуси о выдаче задержанных на Украину. Всем этим лицам, среди которых 9 украинских граждан, обоснованно сообщили о подозрении в участии в террористической организации (ч. 1 ст. 258–3 Уголовного кодекса Украины).
Белорусская сторона оставила обращение без ответа. Были также активные попытки по дипломатическим и личным каналам доказать нашим партнерам, почему правильно и корректно было бы пойти именно предложенным нами путем. Но, к сожалению, этого не произошло.
СЧИТАЕМ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ, мягко говоря, НЕСПРАВЕДЛИВЫМ, и не отвечающим духу отношений между Украиной и Беларусью, основанных на принципах уважения и взаимной помощи.
Последствия этого решения будут трагическими. Мы понимаем, что „ВАГНЕРОВЦЫ“ ВСЕ РАВНО ВЕРНУТСЯ К СВОЕМУ ПРИВЫЧНОМУ ЗАНЯТИЮ — РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВОЙНЫ. Дай Бог, чтобы БЕЛОРУССКОЙ ВЛАСТИ НЕ ПРИШЛОСЬ И НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ ПОЛУЧИТЬ ЕЩЕ ОДИН ПЫЛАЮЩИЙ, ОБЕСКРОВЛЕННЫЙ ДОНБАСС, создать который все эти „вагнеровцы“ очень хорошо могут. Потому что они — это про экспансионизм и насилие. Только про насилие.
Однако и сами „вагнеровцы“, и любой другой, чей бизнес по их собственной характеристике — смерть, должны понимать: все равно придется отвечать. Перед законом или уже сразу перед Богом — покажет время.
ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НИКТО НЕ СМОЖЕТ».
Почему у Киева такая реакция?
Реакция вышла, как видим, не просто негативная — Зеленский высказал чуть ли не личную обиду. Как будто кто-то не сделал обещанного.
Зе в цитированном выше заявлении так и говорит, что были сорваны «существующие договоренности» — не уточняя, какие именно. Но о чем могли договариваться Киев и Минск?
Вообще вероятность выдачи россиян Украине внешними наблюдателями изначально виделась весьма небольшой.
Очевидно, что, даже несмотря на разногласия с Кремлем, Бацька пока его ближайший союзник. И сжигать все мосты он явно не собирается.
В этих условиях даже самым антибелорусски настроенным чиновникам Киева не пришло бы в голову настолько сильно «обидеться» на Беларусь за передачу «наёмников» Москве.
А значит возмущение Зеленского — это скорее всего отзвук какой-то закулисной игры, которая велась вокруг россиян. И слом определенных ожиданий.
Единственное объяснение — Украина была задействована в этой истории не только в качестве стороны, требующей экстрадиции.
Украина и россияне в Минске
О роли Украины в этой истории есть несколько конспирологических версий.
Первую — её озвучивают в России — RN о ней уже упоминал: спецслужбы Украины заманили россиян в Минск, представившись работодателями и обещая работу на охране нефтяных вышек Венесуэлы и Сирии.
Учитывая, что по легенде лететь нужно было через Стамбул, а из России в Турцию пока летать запрещено — логистика шла через Минск. Где россиян и взяли местные спецслужбы якобы по наводке Украины.
Обе стороны могли преследовать свои цели — Украина хотела заполучить россиян, Беларусь — повод заговорить о «российской угрозе».
То есть Зеленский требовал от Лукашенко ответной услуги — что и объясняет его нынешнее негодование.
Вторая версия, которую излагали ряд украинских телеграм-каналов заключалась в том, что СБУ, которая курировала операцию, рассчитывала из Минска направить россиян самолетом в Венесуэлу. Над Киевом одному из пассажиров должно было стать плохо, и борт бы вынужденно сел на Украине. Где их бы и «приняли».
Однако об этой истории узнал глава Офиса президента Ермак и якобы потребовал на несколько дней притормозить операцию, чтоб не сорвать обмен пленными. В итоге билеты аннулировали и перенесли на новую дату, после чего белорусское КГБ задержало всех россиян под Минском.
Однако эта версия пока что совершенно бездоказательна. Кроме не в её пользу играет обида Зеленского на Лукашенко. Если Бацька захватил россиян без согласования с Киевом, на что тогда надеялись у Зе и о чем могли договариваться?
Другое дело, если россиян Лукашенко отдали специально и по предварительной договоренности — тогда можно было требовать их выдачи. И обижаться, если ее не произошло.