Есть ли жизнь на Марсе: российский спектрометр не нашел следов фосфина в атмосфере планеты
Российский спектрометр «МИР», находящийся на орбите Марса, за два года наблюдений не обнаружил в атмосфере красной планеты следов фосфина, который считается основным биомаркером — химическим веществом, которое может быть признаком наличия жизни, сообщил «Роскосмос».
«Спектральное разрешение прибора очень высоко, и он мог бы зарегистрировать достаточно малые концентрации фосфина. Но, как показывают наши данные, фосфина в атмосфере Марса нет, или очень мало, не более 2 частиц на 1 млрд. К сожалению, этот биомаркер на Красной планете, видимо, отсутствует», — сказал сотрудник отдела физики планет Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Трохимовский, чьи слова приводятся в сообщении.
Спектрометр «МИР» установлен на борту орбитального модуля Trace Gas Orbiter российско-европейской миссии ExoMars-2016. Чувствительность измерений спектрометра составляет 2 ppb (parts per billion, частиц на миллиард).
«Нам стало интересно посмотреть, есть ли „следы“ фосфина в данных спектрометра МИР за два года измерений. Наш прибор работает в широком диапазоне длин волн, в том числе, там, где находятся полосы поглощения фосфина — 4,2 микрона», — пояснил Трохимовский.
Результаты исследования будут опубликованы в ближайшее время.
14 сентября в Британском Королевском астрономическом обществе сообщили об обнаружении в атмосфере Венеры газа фосфин. Открытие совершили астрономы из США и Великобритании. На Земле фосфин вырабатывается бактериями в анаэробных экосистемах. Наличие этого газа считается одним из признаков наличия жизни на планете.
МИР (MIR — сокращение от Mid-IR, средний инфракрасный диапазон) — один из трех спектрометров в составе российского прибора АЦС, который с 2018 года работает в составе модуля Trace Gas Orbiter. Его задача — поиск малых составляющих в атмосфере Марса, в первую очередь, метана, который пока считается основным кандидатом в биомаркеры.