Минобороны США готовятся вести воздушные бои при помощи искусственного интеллекта

29.03.2021 - 20:49   531

Четыре модифицированных учебно-боевых самолета L-39 чешского производства будут оборудованы для испытаний системы Air Combat Evolution (ACE) к 2023 году. Программу ведет управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA), к концу 2021 года планируется поднять в воздух управляемую модель самолета, которая позволит отработать некоторые элементы системы.

Как сообщает Defense Brief, ранее в рамках программы ACE было проведено несколько серий виртуальных воздушных боев. В августе 2020 года прошли соревнования восьми программных комплексов, управлявших истребителями F-16 в боевых симуляторах. Затем вариант искусственного интеллекта, продемонстрировавший лучшие результаты в этих соревнованиях, был сведен в серии из пяти боев с опытным летчиком-истребителем ВВС США, выиграв эту серию со счетом 5:0. В этой серии обе стороны могли использовать только пушки. В феврале 2021 года состоялся очередной этап виртуальных испытаний, в рамках которого два истребителя под управлением ИИ вели бой против одного, при этом было разрешено применять ракеты.

«Добавление разнообразных вариантов вооружения и самолетов приносит в симуляцию динамику, которую мы не могли изучить на этапе AlphaDogfight. Это новые варианты взаимодействия, которые представляют собой важный шаг, позволяя нам оценить, как ИИ справляется с ограничениями, установленными для предотвращения „дружественного огня“», — сказал руководитель отдела стратегических технологий DARPA Дэн Яворсек. По словам специалиста, это очень важно в динамичной и запутанной среде воздушного боя с использованием пилотируемых истребителей.

Кроме того, разработчики намерены добиться повышения доверия пилотов к способности ИИ маневрировать, с тем, чтобы пилот мог сосредоточиться на управлении боем. В рамках испытаний также прошла серия полетов на учебно-тренировочном самолете L-29, который был оборудован датчиками, измеряющими физиологические реакции пилота, что давало информацию о доверии пилота к ИИ. «Мы изучаем, куда смотрит пилот и куда направлены его глаза — это позволяет оценить, сколько времени он тратит на проверку работы ИИ и сколько — на управление боем», — добавил Яворсек.

На следующем этапе испытаний, который запланирован на 2023–24 гг., ИИ будет пилотировать реальные самолеты L-39 в групповых воздушных боях. Сначала разработчики планируют создать точную модель аэродинамических характеристик L-39, которую ИИ сможет использовать для расчета своих действий и принятия решений. После этого будет модифицирована система управления самолетом. Стоимость программы составляет $14,1 млн.

В настоящее время большая часть роботизированных систем представляет собой дистанционно управляемые средства, при этом эксперты отмечают риски, связанные с созданием автономных систем, включая, в первую очередь, вопросы взаимодействия людей и роботов и вопросы ответственности за принятие роботом решения на поражение целей.

Выбор читателя

Топ недели