Зеленский оставил Варфоломея с разбитым корытом | Продолжение проекта «Русская Весна»

Зеленский оставил Варфоломея с разбитым корытом

Одним из ключевых украинских событий уходящей недели стал первый официальный визит президента Владимира Зеленского в Турцию. В Анкаре новоиспечённый лидер «незалежной» провёл встречу с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, а в Стамбуле — с турецким подданным Димитриосом Архондонисом, более известным как константинопольский патриарх Варфоломей I.

Результаты первой встречи Зеленского и Эрдогана вряд ли можно считать значимыми по своим внешнеполитическим последствиям. Традиционные заклинания, что «Крым — це Украина» можно повторять ещё очень долго, хотя на Востоке прекрасно понимают смысл поговорки: сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Несмотря на непризнание Турцией российского статуса Крыма, взаимовыгодное сотрудничество между Москвой и Анкарой по сирийскому урегулированию, газу и закупкам туркам новейших видов российского вооружения, даже вопреки рекомендациям партнёров по НАТО, вполне успешно продолжается и имеет дальнейшие перспективы. А вот рандеву Зеленского с Варфоломеем, состоявшееся в резиденции последнего в стамбульском районе Фанар, может иметь далеко идущие последствия для православия на Украине.

Сама встреча, судя по всему, была инициирована именно представителями Варфоломея. «Вселенский патриарх» очень хотел услышать позицию новоявленного президента Украины по церковному вопросу и получить от него заверения в том, что все достигнутые ранее соглашения между Константинополем и Петром Порошенко останутся в силе.

Раскол в рядах раскольников

Что же это за соглашения?

6 января 2019 года стамбульский патриарх сорвал большой куш, подписав так называемый томос об автокефалии «Православной церкви в Украине» (ПЦУ). Теперь уже бывший президент «незалежной» Пётр Порошенко не поскупился, чтобы получить вожделенный томос, ставший ключевым пунктом его предвыборной триады «Армия, мова, вера». Помимо взятки в 25 миллионов долларов, которую Порошенко дал Варфоломею за положительное решение вопроса о томосе, и передачи в распоряжение «вселенского патриарха» большого числа украинских приходов со всей госсобственностью, в частности, Андреевской церкви в Киеве, фанариоты прописали в уставе раскольничьей ПЦУ целый ряд положений, устанавливающих зависимость новоявленной структуры от Стамбула. 

ПриходыПЦУ были обложены данью в размере от 4 до 20 тысяч евро, которую они должны выплачивать Константинополю. Согласно условиям томоса, под контроль Варфоломея также переходят все заграничные украинские приходы, ранее принадлежавшие раскольничьим «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Помимо материальных выгод, Стамбул закрепил свой контроль над ПЦУ ещё и догматическими положениями. Так, за витиеватыми фразами томоса содержится положение о том, что даже миро — ароматическое масло для совершения таинства миропомазания украинские раскольники из ПЦУ должны получать исключительно из Константинополя. Для не искушённых в религиозных обрядах людей этот аспект малозначителен, но по факту он означает полную зависимость ПЦУ от Фанара.

В результате томос об автокефалии привёл к расколу внутри раскольников (вот уж даже в делах духовных на два украинца приходится три гетьмана). И первым против него выступил главный поборник «самостийной» украинской церкви, глава так называемой УПЦ КП Филарет Денисенко. В одном из интервью он заявил, что о содержании томоса стало известно уже после того, как 15 декабря 2018 года произошёл так называемый «объединительный собор», на котором и была создана ПЦУ. Филарет признал, что «если бы мы знали содержание этого томоса, то мы не согласились бы на такой томос».

Впрочем, многие видят в действиях престарелого дважды раскольника вполне себе корыстные мотивы, так как именно Филарет претендовал на то, чтобы стать фактическим руководителем ПЦУ, а вместо него «избрали» непочтительного по отношению к своему бывшему шефу представителя УПЦ КП Епифания Думенко. Однако факт остаётся фактом — затеянный украинскими националистами, раскольниками и сектантами политический проект под названием ПЦУ, изначально имевший целью уничтожение канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), попросту провалился.

Ярким свидетельством этого провала стали праздничные мероприятия, организованные в конце июля 2019 года в честь Дня Крещения Руси. Если крестный ход канонической Украинской Православной Церкви собрал около 300 тысяч верующих со всей Украины, то аналогичное собрание сторонников политического суррогата ПЦУ — всего 15–20 тысяч. Свозить же бюджетников со всех регионов страны, выдавая их за поборников «украинской автокефальной церкви», на этот раз никто не стал.

Стамбульский демарш Зеленского

Таким образом, вместо самостийной автокефальной церковной структуры Украина получила в лице порошенковско-варфоломеевской ПЦУ нелицензионный и не признанный каноническими православными церквами филиал Константинопольского патриархата, за существование которого Украина должна была регулярно выплачивать Фанару кругленькую сумму. И прежний хозяин уютного кожаного кресла в здании на Банковой готов был продолжать щедро одаривать своих стамбульских покровителей (естественно, не из собственного кармана), а заодно под видом борьбы с «московской церковью» устроить передел всего принадлежащего канонической УПЦ церковного имущества. Феерический же провал Порошенко на президентских выборах вызвал серьёзную тревогу у фанариотов, поэтому они и проявили столь очевидную заинтересованность во встрече с Зеленским.

И вот встреча состоялась. Правда, лобызания рук и совместных молебнов как раньше не было. По итогам рандеву Зеленский сделал дежурное заявление о том, что он очень рад тому, что «у нас тут есть мощная поддержка не только на политическом уровне». При этом он подчеркнул, что «власть не должна вмешиваться в церковные вопросы», и он «намерен защищать независимость церкви».

При этом Зеленский отказался подписывать совместное коммюнике с Варфоломеем, которое подготовили представители Фанара при участии украинского МИД. К сожалению, содержание этого документа достоверно неизвестно. Анализируя демарш президента «незалежной», телеграм-канал «Правблог» отмечает следующее:

«Не исключено, что Фанар совместно с представителями МИД готовили для Зеленского сюрприз. А именно документ, который за витиеватыми формулировками спрятал бы пункты о подтверждении новой властью обязательств, данных Порошенко Константинополю. Видимо, расчёт строился на том, что Зеленский особо не будет вникать в суть заявления и подпишет его в качестве „документа вежливости“… Конечно, мы можем только предполагать в отношении содержания документа. Но слова президента о том, что власть не должна вмешиваться в церковные дела, вполне может дать нам необходимые подсказки. В частности, вероятным выглядит вариант о том, что в заявлении греки прописали обязательство украинской власти и далее способствовать развитию автокефального проекта, а именно „ПЦУ“. И Зеленский дал понять, что его такой сценарий не устраивает».

Прекратит ли Зеленский гонения на каноническую УПЦ?

Из всего этого делается вывод, что Фанар проиграл важное для него сражение. А значит, скандальной эпопее с томосом приходит конец. Новая украинская власть больше не станет активно вмешиваться церковную жизнь и будет сохранять нейтральное отношение ко всем конфессиям. Соответственно, гонения на каноническую УПЦ прекратятся, и никто больше не станет покушаться на православные святыни, храмы и приходы. Именно такую надежду выражает на своей странице в Facebook настоятель киевского храма Спиридона Тримифунтского протоиерей Николай Данилевич.

«Это хороший сигнал для Церкви, — комментирует клирик канонической УПЦ слова Зеленского. — Хочется надеяться, что эпоха наглого использования церковного фактора и грубого вмешательства государства в церковные дела позади… Таким образом, есть некоторый сдержанный оптимизм. Может в перспективе и захваты наших храмов прекратятся, а потом и вернут их верующим людям».

Однако не будем себя обманывать. За свою недолгую политическую карьеру Зеленский успел много чего кому наговорить и наобещать. Достаточно привести в качестве примера прекращение войны в Донбассе, которая с началом каденции Владимира Александровича лишь заиграла новыми кровавыми оттенками (вчерашнее кровавое обострение в Коминтерново, после которого глава ДНР Денис Пушилин сделал жёсткое заявление об ответном огне по нарушителям перемирия — тому яркое подтверждение). Так, почему же такая уверенность, что Зеленский сдержит своё обещание и перестанет делить граждан Украины на правильных и неправильных, в частности, исходя из их конфессиональной принадлежности?

С одной стороны, команда новоявленного «слуги народа» вполне обоснованно воспринимает ПЦУ как карманный политический инструмент их главного внутреннего оппонента. Не случайно в ходе предвыборной кампании в раскольничьих приходах открыто агитировали за Порошенко и его «Европейскую солидарность». Тогда как основная масса верующего электората Зеленского в юго-восточных и центральных регионах Украины является прихожанами канонической УПЦ.

С другой стороны, внутри «Зе-team» присутствует серьёзная группа влияния из числа сторонников «ПЦУ». В частности, её представителем является 23-летний Святослав Юраш — недавно избранный депутат Верховной рады от «Слуги народа». Отец юного нардепа Андрей Юраш — директор департамента по делам религий и национальностей Минкульта «незалежной», ярый сторонник томоса и ненавистник канонической Украинской Православной Церкви, а мать (вот вам вишенка на торт!) — активная поборница нацизма и сатанизма. По мнению украинского политолога Алексея Якубина, эта группа «криптосторонников ПЦУ» пытается активно вытолкнуть далёкого от церковных вопросов Зеленского в колею Порошенко.

Добавим, что главными лоббистами томоса и создания русофобской ПЦУ выступили американцы. Их цель вполне очевидна — уничтожение канонической Украинской Православной Церкви, сохраняющей единство и духовную связь с Матерью — Русской Православной Церковью. Это абсолютно соответствует устремлениям ныне покойного Збигнева Бжезинского, считавшего Православие главным врагом американского глобального миропорядка после крушения коммунистической системы. Полагать, что их новые марионетки просто так откажутся от такого политического инструмента как ПЦУ и встанут на сторону веротерпимости и здорового прагматизма в церковном вопросе, было бы верхом наивности.

И словно в подтверждение этому приходящие в последние дни новости о новых попытках захватов православных храмов украинскими раскольниками. Так, 5 августа в селе Боблы на Волыни представители ПЦУ и местные национал-радикалы пытались захватить Свято-Покровский храм прямо во время литургии. Однако верующим удалось отстоять свой храм. А в селе Гвардейском Хмельницкой области православному священнику приходится служить прямо на улице возле закрытого Свято-Успенского храма, незаконно переведённого в ПЦУ ещё минувшей зимой.

А истоки конфликта Зеленского с Варфоломеем, получившего выражение в отказе украинского президента подписать совместное коммюнике со стамбульским патриархом, на наш взгляд следует искать в непомерной жадности фанариотов. Вероятно, на этот раз украинцы перехитрили греков и попросту «кинули» Архондониса, отказавшись выполнять обещания, ранее данные «вселенскому патриарху» предшественником Зеленского. Насколько это предположение соответствует действительности, мы увидим по конкретным действиям Киева относительно передачи Константинополю украинских приходов.

В любом случае, вся мышиная возня вокруг томоса и ПЦУ лишь подтверждает искусственный характер украинских раскольничьих структур. Они представляют собой политический суррогат, который не имеет ничего общего с Православной Верой и существует исключительно за счёт административной поддержки.

5 085