Как по-китайски будет «мотор-сич»? | Продолжение проекта «Русская Весна»

Как по-китайски будет «мотор-сич»?

Как сообщают СМИ, посол КНР в Киеве Ду Вэй обрушился с критикой на политику Соединенных Штатов, которые задались целью помешать сотрудничеству китайских компаний с украинским руководством. Выступая на брифинге в посольстве, дипломат обвинил Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела страны. Так он прокомментировал недавний визит в Киев советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона, одной из задач которого было сорвать продажу китайским компаниям акций украинского предприятия «Мотор Сич».

Сообщается также, что китайские компании «Skyrizon Aircraft» и «Xinwei Technology Group» готовы перечислить в украинский бюджет 100 миллионов долларов, если Антимонопольный комитет Украины даст разрешение на покупку пакета акций предприятия «Мотор Сич», превышающего пятидесятипроцентный.

Данный китайско-американский скандал позволяет нам сделать, как минимум, два основных вывода.

Первый: Украинская промышленность авиационных двигателей, центром которой является запорожское предприятие «Мотор-сич» отнюдь не превратилась в кучу хлама, на чем настаивают некоторые ура-шапкозакидатели. Просто потому, что за банальный мусор не принято платить сотни миллионов долларов.

Второй: Этот украинский научно-промышленный кластер до сих пор обладает вполне достаточным инновационным потенциалом, накопленным еще в советские годы, для того, чтобы представлять интерес для одной мировой сверхдержавы — Китая, в плане его полномасштабного освоения. И для другой — США, в плане недопущения КНР к до сих пор прорывным советским авиационным технологиям.

Этот китайско-американский интерес только подогревается тем обстоятельством, что советский проектно-конструкторский потенциал был в свое время реализован едва ли на тридцать процентов. Основная же часть интеллектуального продукта отечественной авиакосмической инженерии, по разным причинам, осталась невостребованной и до сих пор ждет своего часа.

В порядке «лирического отступления». Классический пример такого опережения времени на целую технологическую эпоху был продемонстрирован мировой общественности на проходящем в эти дни авиасалоне МАКС-2019. Когда мировой прессе был представлен советский истребитель Су-47 разработки 80-х годов прошлого века, все с удивлением отметили поразительное сходство облика этой довольно древней машины с суперсовременными истребителями «пятого поколения» США, России и Китая.

Вернемся, однако, к украинским реалиям. Китайский интерес к здешнему авиамоторному кластеру подогревается и до сих пор не преодоленным отставанием КНР от российских и американских авиадвигательных технологий. Для Китая это имеет не только военное, но и экономическое значение. Пекин очень серьезно настроен на заполнение своей военной продукцией мирового рынка. Особенно на удовлетворение потребностей тех стран, которые по различным причинам не имеют доступа к западным образцам вооружений. В том числе и, даже в первую очередь, речь идет о боевой авиации.

Однако этим китайским амбициям очень сильно мешает несамостоятельность именно в области авиационного двигателестроения. Россия, которая до сих пор остается главным технологическим «хабом» для китайской военной авиации, никак не заинтересована в вытеснении своей военной продукции на внешнем рынке китайскими образцами. И она вправе ограничивать экспорт любых китайских изделий, снабженных критически важными российскими составляющими, прежде всего, авиадвигателями.

Единственный выход для КНР — это обретение собственной полноценной технологической базы авиационного двигателестроения. Важным составным элементом такой базы и может стать для китайцев украинское предприятие «Мотор-Сич». Отсюда их крайний интерес к успешной реализации этой сделки. А равно и не менее острый интерес американцев таковой помешать.

Причем, одним визитом Болтона в Киев, они явно не намерены ограничиваться. По сообщениям украинских СМИ, на сентябрь запланирован визит в Киев Дональда Винтера, стратегического советника президента США по вопросам реформы оборонно-промышленного комплекса. Которого также считают главным куратором Белого дома в сфере военно-технического сотрудничества с Киевом.

Вряд ли является простым совпадением и недавнее решение президента США Дональда Трампа, касающееся самой чувствительной сферы американо-украинских отношений:

«Дональд Трамп отдал распоряжение о пересмотре военной помощи Украине, пишет газета Politico со ссылкой на высокопоставленный источник в Белом доме. Это решение вызвано стремлением американского президента убедиться в том, что деньги, выделяемые Киеву, используются наилучшим образом с точки зрения интересов Вашингтона, отметил собеседник издания. Средства, пока не определится их судьба, будут заморожены, пишет Politico. Решить этот вопрос должны будут министр обороны США Марк Эспер и советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.»

При всем желании расценить это решение американского президента, как признак его готовности подвергнуть стратегическому пересмотру отношения с киевским режимом, думаю, что более правильно будет рассматривать это как важный тактический шаг. А именно как способ предельно жесткого давления на Киев, который в очередной раз, похоже, готов ради денег «кинуть» своего главного заокеанского партнера. Американцы уже научены горьким опытом отношений с Украиной. Которая однажды уже продала китайцам авианосец «Варяг», вопреки категорическим протестам США. И поставила Ираку, как раз накануне американского нападения на эту страну, передовые РЛС ПВО типа «Кольчуга».

Чем бы не закончилась нынешняя украино-американо-китайская свара вокруг наследия СССР в сфере авиационного двигателестроения на Украине, необходимо понимать следующее:

Первое: Подобные конфликты вокруг пустого места, или кучи руин, возникать не могут. А из этого следует, что технологические «островки» высокоразвитой советской цивилизации на этой территории по-прежнему сохраняются. И они могут быть использованы как во вред, так и на благо народов бывшего Светского Союза. В зависимости от того, кто станет их конечным пользователем.

И второе: Если история с попыткой продать «Мотор-Сич» закончится поражением Китая, а вероятность этого весьма высока, то с учетом полной бесполезности в нынешних условиях данного предприятия для России, вряд ли стоит по этому поводу сильно переживать. А поскольку Западу этот потенциальный конкурент тоже без особой надобности, то становится ясно, что авиационное двигателестроение на Украине в этом случае ожидает весьма мрачное будущее. Возможно, именно такой исход станет еще одним стимулом для нынешней украинской власти задуматься о дальнейшей судьбе своей страны. Ну, а если не станет, то, значит, туда ей и дорога!

4 968