Интеграция России и Беларуси должна проходить по Путинскому, а не по Кудринскому сценарию | Продолжение проекта «Русская Весна»

Интеграция России и Беларуси должна проходить по Путинскому, а не по Кудринскому сценарию

Главная новость минувшей недели — некоторые шаги лидеров России и Беларуси в направлении «более глубокой интеграции» двух стран. Шаги эти чрезвычайно важны, но за многообразием интерпретаций причин и целей названного тренда как-то не видно понимания участниками реализации интеграционных планов сущностной стороны происходящих процессов. Во всяком случае, с российской стороны не просматривается понимание интересов и озабоченностей белорусских партнеров, а с белорусской — каких-то инновационные предложения, способные нивелировать возможные издержки социальных последствий предстоящих решений. Не просматривается и коридор предстоящих интеграционных шагов, которые не могут быть простыми и однозначными в нынешнем контексте противостояний Европы и России, в частности, по вопросу поставок в страны ЕС российского газа, имеющему прямое отношение к Беларуси, как важнейшему участнику углеводородного транзита.

С моей точки зрения, более глубокая интеграция России и Беларуси может осуществляться по двум основным сценариям. Первый бы я назвал путинским сценарием, второй — либерально-кудринским.

Путинский сценарий предполагает проведение последовательной экономической интеграции в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в как таковая, когда сопрягаются и унифицируются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм этой интеграции: сначала должно быть сформировано единое энергетическое пространство, вслед за ним — единые транспортно-логистическое и торговое пространства, и только потом — наступит очередь проведения общей и согласованной финансовой политики. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия — это энергетика. В настоящее время необходимо увязать в один непротиворечивый и взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Беларусь в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии и т. п.

Если это удастся, власти обеих стран могут и обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание некоего единого ЦБ Союзного государства. Собственно говоря, именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

В свою очередь, либеральный сценарий интеграции России и Беларуси предполагает иные цели и другую последовательность действий.

Так, очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему многие чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социокультурной сферы («пенсионную реформу» в том числе) и иные подобные мероприятия, игнорируя подлинную и взаимовыгодную интеграцию РБ и РФ в базисных отраслях экономики и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном либеральные чиновники, существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие персонажи, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов, направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России.

Не исключено, что отдельные лоббисты будут продавливать выгодные не столько России, сколько отдельным трансолигархическим групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения, опираясь на дезинформацию и акцентированные советы зарубежных консультантов.

Разумеется, ошибочные или откровенно преступные замыслы олигархата будут интерпретироваться как белорусофобские соответствующей «пятой колонной» внутри самой РБ.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом нелиберальном и однозначно патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю также, что всем заинтересованным в подлинной интеграции силам нужно последовательно отстаивать свою позицию по следующим пунктам:

— глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко;

— интеграция в финансовой сфере и налоговой политике будет эффективна только при в случае отхода правительства и Центробанка РФ от неолиберальной ориентации и соответствующих кадровых решений;

— интеграции в социальной сфере в ближайшие годы быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе — и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства каждой отдельной страны.

Владимир Лепехин,  директор Института ЕАЭС

5 259