Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!
Прощание с Одессой | Продолжение проекта «Русская Весна»

Прощание с Одессой

Вроде все на месте — ах, Одесса, старая Одесса; и Жванецкий — тот самый, любимый, лично благословивший, и лучших актеров щедрая россыпь — это же надо, даже Муравьеву уговорили, а что-то не то. Ну не то.

«Выключил через 10 минут».

«Я вытерпела 6».

Это люди пишут в соцсетях. И не только «профессиональные одесситы», из понауехавших — их уже не устроит ничто и никогда, просто потому, что их прошлого уже не вернуть, а вообще, кажется, все. При этом ощущение, что все дружно ломанулись «Одесский пароход» смотреть — истосковались по чистому, настоящему, истерзанные «Голубым огоньком» и «Новогодним парадом звезд».

Потому что сейчас все ненастоящее, а раньше же было, было. «Когда мы жили плохо, но хорошо» — это эпиграф из фильма, это про 1970-е сказано, про которые Михаил Жванецкий все это и сочинил.

А сейчас, видимо, живем хорошо, но плохо. Шпроты на стол прямо в банке, как в «Иронии судьбы…», уже не ставим — эка невидаль, шпроты-то, мы их и в будни едим, если захотим, а уверенного, крепкого счастья, как тогда, нет.

Нам ведь кажется сейчас, что тогда оно было.

И кто виноват? Известно, режиссер Сергей Урсуляк. Не разобрался, не допонял, опошлил. Даром, что кино про Одессу же недавно снял. Ох и икает, должно быть, Сергей Владимирович в эти новогодние дни.

Эксплуатировать ностальгию по советскому прошлому, превратить ее в коммерчески успешный продукт придумали, как известно, Леонид Парфенов и Константин Эрнст в 1995 году, и тогда это называлось «Старые песни о главном». Так вот: по прошествии 25 лет это больше не работает. Ну нет сил уже ностальгировать. Обностальгировались. И поэтому, когда кто-то особо наивный публикует в соцсетях ссылку на новость о том, что в Англии якобы перешли на советскую систему образования, как непревзойденную во всем мире, над ним ржут уже даже в «Одноклассниках» (в России есть одна частная школа, где взаправду используют советские учебники, но клинические случаи тут рассматривать не будем).

Но теперь даже «Старые песни…» не те. Тут в постновогодье пустили в ночном повторе, и знаете, что? Сегодня это смотрится довольно уныло. Чисто технически телевидение ушло далеко вперед — это даже смонтировано плохо. Сценарий, оказывается, дурацкий. Одна радость — все такие еще молодые. Киркоров — задорный мальчуган.

Но вернемся же к «Пароходу».

Одессой мы перекормлены по самое не могу. Успех давнишней «Ликвидации» того же Урсуляка тому виной. И не только Одессой, культом советского прошлого вообще. И режиссер, чувствующий мир куда тоньше, чем мы все, понимает это как никто другой.

Он не просто экранизировал рассказы Жванецкого — он приправил их остроироническим соусом. Пусть по-доброму, но спародировал наше коллективное отношение к прошлому. Вдобавок безжалостно ткнул зрителя в очевидное: это все мираж, этого давно нет. Нельзя, нельзя так долго жить и питаться миражом.

Все это — в «межрассказье». Во-первых, советский певец, олицетворяющий всех советских звезд эстрады, в исполнении Тимофея Трибунцева. Его герой поет вроде бы всерьез — ах,

какие тогда были песни! — но при этом его образ более чем комический. Поет и буквально по святому ногами.

Во-вторых, и это самое выпуклое, сквозной лейтмотив — хор пожилых тетенек и дяденек, исполняющий советские хиты, которые тогда пели, конечно же, куда более молодые люди. Время, оно вообще безжалостно. И хорошо бы об этом помнить.

Наконец, финал, когда появляется Автор и все кажется, что он вот-вот что-то скажет. Но он ничего не говорит и просто уходит из одесского дворика со своим портфелем; появляются рабочие, разбирают декорации, камера летит все выше, и становится ясно, что это и не дворик вовсе, а «Мосфильм» какой-нибудь, вон уже на горизонте символом современности маячат небоскребы «Москва-сити».

Сергей Урсуляк нежно, боясь обидеть, предлагает понять и простить — себя, других, свое прошлое и, не отказываясь от него, жить все-таки собой настоящим. Хор из всех-всех актеров, принимавших участие в съемках, с энтузиазмом поет финальную песню, но вдруг их становится не слышно, они просто открывают рты. И Автор все уходит и уходит.

Нет ведь давно такой Одессы.

А мы и высотки «Москва-сити» есть. И Жванецкий есть, дай Бог ему здоровья.

Урсуляк придумал тончайший «выход на катарсис», который многие просто не увидели, выключив фильм через 6–10 минут. Приняв происходящее на экране за буквальную, не слишком остроумную экранизацию Жванецкого. И зрителя понять можно: он вскормлен такой телепродукцией, которая не способствует ожиданиям от ящика чего-то прекрасного.

Между тем «Одесский пароход» выложен в бесплатный доступ на сайте канала «Россия 1» — посмотреть можно в любое время. Мне кажется, этот фильм достоин второго шанса.

14 163