Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его на этом сайте, потому что рекламные поступления важны для обеспечения техподдержки сайта!

Куда Китай впишет слова папы Франциска об уйгурах?

Папа Римский Франциск впервые высказался об уйгурском мусульманском меньшинстве, проживающем в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Как сообщается, 1 декабря в свет должна выйти книга «Давайте мечтать: путь к лучшему будущему», которая является плодом сотрудничества понтифика с его англоязычным биографом Остином Айвреем. В ней в разделе, посвященном исламским странам, как передает Reuters, содержится фраза папы: «Я часто думаю о преследуемых народах: рохинджа, бедных уйгурах, езидах».

Приведенным словам Франциска немедленно была дана политическая интерпретация. «Ватикан на протяжении многих лет осторожно и настойчиво работал над заключением соглашения с китайским правительством о деятельности Церкви в Китае, — подчеркивает The New York Times. — Договоренность о назначении католических епископов, впервые достигнутая в 2018 году, была продлена в прошлом месяце, несмотря на противодействие американского правительства…

Многие аналитики рассматривают пролонгацию соглашения как важнейший шаг на пути к восстановлению дипломатических отношений, которые были прерваны десятилетия назад после прихода Коммунистической партии к власти в Пекине. Но комментарии из новой книги папы могут вызвать проблемы. Правозащитные группы и правительства по всему миру осудили преследование китайским правительством этой группы после того, как появились доказательства массового интернирования более миллиона уйгуров и других мусульманских меньшинств в так называемые лагеря перевоспитания».

Последовала также реакция и Пекина. Предполагаемый комментарий папы Римского Франциска о жестоком обращении с уйгурами в Синьцзяне в его новой биографии не основан на фактах, Синьцзян проживает лучшее время в своей истории, а представители всех этнических групп пользуются правами на жизнь и развитие, заявил на брифинге во вторник, 24 ноября, официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь. Он напомнил, что в стране насчитывается 56 этнических групп — и «уйгуры являются равноправными членами большой китайской семьи».

Китайское правительство, по его словам, всегда в равной степени защищало законные права и интересы этнических меньшинств, их свобода вероисповедания гарантируется законом. Учитывая, как болезненно воспринимает Пекин критику в связи с уйгурами, а этим особенно в последние года зарекомендовали себя США, возникает вопрос: чем обернется реплика папы Франциска для развития ватикано-китайских отношений — легким мимолетным облачком или грозовой тучей?

Полагаем, что это будет зависеть от того, в какой геополитический контекст поместят высказывание понтифика. Не секрет, что в бытность президентом США Дональда Трампа на Ватикан оказывали массированное давление Белый дом, Государственный департамент, а также американские конгрессмены, требуя недвусмысленно осудить китайскую политику как «антирелигиозную», препятствующую свободе вероисповедания, в том числе в связи с уйгурским мусульманским меньшинством.

Святой престол молчал, что, на наш взгляд, можно связать не только с его отказом дразнить Пекин в ходе переговорного процесса по подготовке соглашения о назначении епископов и последующем продлении, но и нежеланием наигрывать козыри администрации Трампа, которую он воспринимает с большой долей негатива. Сейчас Ватикан рассчитывает на восстановление диалога с Вашингтоном, что связывает с исповедующим себя католиком демократом Джо Байденом.

12 ноября состоялся телефонный разговор между Франциском и Байденом, помимо того, близкие к папе эксперты выражают надежду на кооперацию Вашингтона и Святого престола по ряду международных вопросов. Проблема в том, как такое сотрудничество будет оценено Китаем. Некоторые аналитики во время ватикано-китайских консультаций в этом году на тему пролонгации соглашения о назначении епископов предполагали, что жесткая позиция Святого престола в отношении администрации Трампа помогла Ватикану, так как показала Пекину, что его партнер самостоятелен и испытывает те же проблемы с американцами, что и Китай.

Но что, если сейчас китайское руководство расценит слова папы об уйгурах как вписывание Святого престола во внешнеполитическую повестку Байдена, а ведь и его команда, скорее всего, будет конфликтовать с Пекином, пусть и сменив трамповскую риторику и немного понизив градус конфронтации? Это способно затормозить и даже, возможно, обратить вспять прогресс, достигнутый Ватиканом на пути восстановления с Китаем дипломатических связей.

Поэтому важными окажутся дальнейшие заявления и действия понтифика. Можно вспомнить, как это было в случае с Геноцидом армян, что отразилось на диалоге Святого престола с Турцией. Вначале тоже была книга, ею стали беседы еще кардинала Бергольо с аргентинским раввином Абрахамом Скоркой. Впервые они вышли в свет в 2010 году, а 30 апреля 2013 года, вскоре после избрания Бергольо папой Римским, поступили в продажу в США и Канаде. В книге содержалось осуждение Геноцида армян в Османской империи.

Анкара выразила протест, что, впрочем, не помешало Франциску прибыть в Турцию в ноябре 2014 года с визитом. Однако в 2015 году и во время посещения Армении в 2016 году понтифик снова вспомнил о Геноциде армян. В итоге сегодня ватикано-турецкие контакты выглядят «холодными». Понятно, что в обычной практике двухсторонние отношения тех или иных государств поддерживаются по широкому кругу вопросов даже в случае критических замечаний. Но Ватикан — государство необычное, его не связывают с Китаем торговые или оборонные договоры, всё держится на дипломатическо-религиозном факторе. Решит ли Пекин обрубить эту ниточку, покажет время.

Выбор читателя

Топ недели