Марин Ле Пен подтвердила свое намерение баллотироваться в президенты Франции в 2017 году и уже заручилась поддержкой трети избирателей
Популярность ее партии «Национальный фронт» за последние годы выросла в три раза, что дает ей все шансы на успех. Однако Ле Пен придется столкнуться с серьезным сопротивлением социалистов и республиканцев, которые будут противостоять ей даже ценой политического самоубийства.
Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен подтвердила намерение баллотироваться в президенты страны: «Да, я — кандидат на президентских выборах 2017 года», — заявила она. Ле Пен добавила, что «французская политическая жизнь нуждается в правде и смелости, в людях, которые верят в свои убеждения. Я — кандидат правды и не собираюсь объяснять, что все можно изменить, ничего при этом не меняя», — подчеркнула она.
«Выйти из Шенгена и еврозоны»
Говоря о своей политической программе, лидер Нацфронта отметила, что
Марин Ле Пен изначально ставила под сомнение целесообразность присутствия Франции в ЕС. Чуть ранее она заявила, что Великобритания будет права в случае выхода из объединения. «Как показывает практика, Европейский союз не играет никакой политической роли на международной арене. Также оказался просто не в состоянии справиться ни с одной из значимых внутренних проблем, с которыми столкнулся в последние годы: кризис евро, миграционный кризис», — подчеркнула Ле Пен. Любопытно, что при этом на последних выборах в Европарламент Нацфронт набрал 25,4% голосов избирателей.
Для Марин Ле Пен предстоящие выборы станут второй президентской кампанией в ее политической карьере. На прошлых выборах в 2012 году она заняла третье место, набрав 17,9% голосов. Этот результат стал историческим рекордом для кандидата от Нацфронта на выборах президента. Первый тур следующих президентских выборов во Франции пройдет в апреле 2017 года.
Согласно текущим опросам общественного мнения, Ле Пен имеет все шансы занять одно из первых мест и выйти во второй тур, а действующий президент Франсуа Олланд очень рискует не преодолеть барьер первого раунда голосования. Несмотря на одобрение французами решительных действий главы Пятой республики в борьбе с террористической угрозой, «эффект Олланда» так и не сработал в ожидаемых масштабах после трагических событий в Париже.
Сейчас же рейтинг Олланда — около 10%, стабильно падает и популярность социалистов. При этом Нацфронт за последние пять лет увеличил электоральную базу и средний рейтинг в три раза — с 10 до 30%.
Напомним, в декабре Нацфронт Марин Ле Пен на региональных выборах в первом туре показал исторические результаты, оказавшись лучшим в целом по стране и первым в шести из 13 регионов французской метрополии. Однако партия проиграла второй тур выборов. Сама Марин Ле Пен уступила представителю Республиканской партии Николя Саркози Ксавье Бертрану в северном регионе Нор-Па-
Сама Марин Ле Пен заявила, что довольна итогами прошедших выборов, добавив, что результаты вновь показали нынешнее политическое устройство страны, разделив всех на Нацфронт и их противников.
Система прочно блокирует соперника
С оценкой Ле Пен согласились многие эксперты и политики. Напомним, выборы во Франции проходят по мажоритарной системе. Поскольку никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, был назначен второй тур, где республиканцы и социалисты объединились против Нацфронта. «Социалисты отказались от выдвижения собственных кандидатов в трех или четырех регионах, чтобы голоса электората соцпартии достались представителям республиканцев, — отметил тогда председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. — Естественно, перед таким сдвоенным напором „Национальному фронту“ трудно было повторить свой успех в первом туре выборов».
О том, что снятие социалистами своих кандидатов в пользу республиканцев привело к тому, что «Национальный фронт», самая популярная партия во Франции, не смогла прийти к власти ни в одном из регионов, писала ранее и газета ВЗГЛЯД. Рейтинг Ле Пен растет, и уже нет никаких гарантий, что, увеличив за пять лет результат партии на региональных выборах втрое (с 10 до 30 процентов), она не удвоит свои 17 процентов образца 2012 года в первом туре
Ведущий сотрудник Центра социальных проблем института Европы РАН, специалист по Франции Сергей Федоров ранее в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что Нацфронт «хоть и проиграл, тем не менее эта партия набрала самое большое количество голосов за всю историю своего существования — за них проголосовало примерно 6,6 миллиона французов, а это очень много». Однако шансов на выборах 2017 года у партии Ле Пен нет, пока существует мажоритарная система голосования в два тура, которая прочно блокирует нежелательного соперника для республиканцев и социалистов на втором этапе, что и произошло на региональных выборах, указал собеседник. «Вопрос, насколько эта система демократична, если треть французских избирателей не имеет возможности провести своего кандидата в парламент. В этой связи многие говорят о необходимости перехода к смешанной пропорциональной и мажоритарной системе выборов во Франции, что будет отражать реальный расклад политических сил в стране», — резюмировал эксперт.
Судьба
Республиканцы и социалисты явно видят в Ле Пен угрозу, и чем ближе выборы, тем сильнее политическую арену Франции сотрясают скандалы. Месяц назад финансовая прокуратура Франции объявила о начале предварительного расследования в отношении Марин Ле Пен и ее отца
Газета ВЗГЛЯД отмечала: не исключено, что Ле Пен готовят судьбу
Одна против республиканцев и социалистов
Ведущий сотрудник Центра социальных проблем института Европы РАН, специалист по Франции Сергей Федоров считает, что Ле Пен на грядущих выборах столкнется с той же проблемой, что и на недавних парламентских. «Несмотря на то, что партия находится на подъеме и популярность Марин Ле Пен растет, за нее могут проголосовать примерно до трети французов. Этого явно недостаточно, чтобы победить на выборах», — указал собеседник. Он признал, что Ле Пен, конечно, может выйти во второй тур, и это будет большой успех, но «потом республиканцы и социалисты сделают все, чтобы объединить свои усилия и не пропустить представителя ее партии к власти», указал собеседник.
Разговоры о том, чтобы изменить мажоритарную систему, идут касательно парламентских выборов, но не президентских, и то даже они остаются лишь разговорами. За Ле Пен голосуют 25–30%, а в парламенте от Нацфронта представлена только одна Марион Марешаль Ле Пен, племянница лидера партии. «Это ненормальная ситуация. Треть избирателей не имеют своего представителя», — указал Федоров.
Кризисы лидеров и «надежда на убийство»
Если говорить о президентских выборах, то, по мнению собеседника, главная интрига
В стане республиканцев тоже большие сомнения в успехе Саркози, «там идет внутрипартийная борьба», указал собеседник. Если
Все может измениться
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш придерживается другого мнения. В беседе с газетой ВЗГЛЯД он подчеркнул, что «шансы Марин Ле Пен занять второе место достаточно активные». При этом эксперт призвал посмотреть на сегодняшние США, где год назад предполагалось, что избрание Хиллари Клинтон будет безальтернативным, а сейчас ей дает фору сенатор Берни Сандерс. Так что и во Франции до выборов в 2017 году может многое произойти, спектр будет смещаться. «И Марин Ле Пен, начав с претензии на второе место, как начал Сандерс, внезапно обнаружит себя на первом», — указал политолог.
Пока, благодаря мажоритарной системе, Ле Пен можно заблокировать во втором туре, признал Коктыш: «Понятно, что любой победитель пишет избирательную систему под себя. На сегодня две более крупные партии, в том числе ценой политического самоубийства, когда социалисты сняли свои кандидатуры там, где правые побеждали, могут заблокировать (Ле Пен)», — заметил он.
Однако мажоритарной системы уже будет недостаточно, «если общественное настроение качнется всерьез в пользу той же Марин Ле Пен, в сторону правого спектра», добавил собеседник. Он напомнил, что настроение это уже качается: причиной тому и мигранты, и общее падение доверия, и экономический кризис. «Вызовов, на которые власть не способна ответить, хватает, — указал Коктыш. — Во вполне благополучных США вызовов меньше. Но и там мы видим чудовищное расщепление электората, который больше не доверяет традиционным политикам. Во Франции, которая менее благополучна, все еще более существенно», — резюмировал эксперт.