Во время старта ракеты «Союз» к МКС произошла авария, экипаж жив
Во время старта ракеты-носителя «Союз МС-10» с новыми экипажем МКС произошла «авария носителя», объявил диктор по телетрансляции, которая велась на сайте «Роскосмоса».
На борту «Союза МС-10» находились члены миссии МКС-57/58 — российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг.
По данным источника РИА Новости, знакомого с ситуацией, экипаж аварийно приземлился на Землю в Казахстане, испытав при этом перегрузку в 6 g. Для сравнения, при старте космонавты испытывают перегрузку в 1–7 g.
Трансляция прекратилась спустя несколько минут после старта. По предварительным данным, авария произошла после отделения первой ступени.
Запуск был посвящен столетию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации «Энергия», на котором изготавливают «Союзы».
Планировалось, что Овчинин с Хейгом проведут на орбите 187 суток. За это время российский космонавт должен был провести эксперимент «Магнитный 3D-биопринтер». Впервые в истории российского сегмента МКС экипаж намеревался попробовать вырастить небольшие образцы (2–3 миллиметра) хрящевой ткани человека и щитовидной железы грызуна.
Кроме того, Овчинин вместе с другим российским космонавтом Сергеем Прокопьевым планировали выйти в открытый космос в середине ноября. В числе задач также было обследование «Союза МС-09», в котором в конце августа обнаружили отверстие.
Чтобы ослабить действие высоких ускорений, космонавта в корабле размещают таким образом, чтобы перегрузки были направлены по горизонтальной оси. Это обеспечивает эффективное кровоснабжение мозга при ускорениях до 10 g, а кратковременно — даже до 25 g. По статистике, космонавты редко испытывают перегрузки, превышающие 4 g.
При возвращении космического корабля на Землю, когда он входит в плотные слои атмосферы, космонавт испытывает перегрузки торможения, то есть отрицательного ускорения. По интегральной величине торможение соответствует ускорению при старте.
Космический корабль, входящий в плотные слои атмосферы, ориентируют так, чтобы перегрузки торможения имели горизонтальное направление. Таким образом, их воздействие на космонавта сводится к минимуму, как и во время запуска.