Премьер-министр Гройсман: Есть ли жизнь после Порошенко | Продолжение проекта «Русская Весна»

Премьер-министр Гройсман: Есть ли жизнь после Порошенко

Финальный тур выборов накладывается на третью годовщину пребывания Владимира Гройсмана в статусе премьер-министра Украины. Он отлично понимает, что второму сроку Петра Порошенко скорее всего не бывать, поэтому сосредоточивает силы для сохранения за собой премьерского кресла, а в случае отставки — для прохода своей партии в парламент, пишет Украина.ру.

0% ошибок

Владимир Гройсман как человек дальновидный и не лишенный мудрости озаботился вопросом своего политического будущего задолго до проигрыша Порошенко в первом туре выборов. Еще за пару месяцев до рокового дня он начал работать над повышением своего личного политического рейтинга.

Например, вслед за увеличением цен на газ сразу же последовали разборки с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым, во время которых премьер вдруг озаботился его невероятной зарплатой, давно возмущавшей общество. Понятно, что за этим междусобойчиком чиновников кроется и внутренний конфликт в «Нафтогазе», и выбивание Гройсманом более выгодных условий для себя. Но для потенциального избирателя эту историю можно подать как борьбу с коррупцией в нефтегазовом секторе, что очень поможет Гройсману в будущем.

Впрочем, отношения Гройсмана с «Нафтогазом» — отдельная тема. А пока же «Агентство моделирования ситуаций» (АМС) 3—5 апреля провело анкетирование 30 экспертов о результатах деятельности Владимира Гройсмана.

«85% экспертов считают, что за 3 года работы правительства Гройсмана (апрель 2016 — апрель 2019) ситуация в стране изменилась к лучшему, притом это в значительной степени заслуга именно Кабмина и премьера, а не других ветвей власти. 81,5% экспертов заявили, что правительство Гройсмана можно признать успешным, а работу — результативной, притом 0% набрал вариант «Правительство провалило работу», — рассказал замдиректора АМС Алексей Голобуцкий.

Данные опроса не удивляют. Ведь подавляющее большинство экспертов из списка лояльны действующей власти, тогда как ее критиков раз, два и обчелся.

Твердая тройка

Эксперты видят заслугу правительства (7,6 балла по десятибалльной шкале) и лично премьера (7,4 балла) в том, что уровень ВВП перешел от падения на 9,9% в 2015-м к росту на 3,2% в 2018-м. Да и сдерживание инфляции с 43% в 2015 году до 9,8% в 2018 году тоже не обошлось без участия Гройсмана. Заслуги Порошенко они оценили значительно ниже — в 6,4 балла. А роль Верховной Рады заслужила и вовсе 5 баллов. По мнению экспертов, Рада вела себя «ни туда, ни сюда», «что-то там депутаты делали».

Безусловными успехами Кабмина Гройсмана считаются повышение минимальной зарплаты, монетизация субсидий и осовременивание пенсий с внедрением автоматической индексации. Улучшения заметны и в децентрализации, госбезопасности и обороне, дорожной инфраструктуре и поддержке аграрного сектора.

Примечательно, что «три/три с плюсом» эксперты поставили за медицинскую реформу в первичном звене (5,7 балла). Примерно такой же оценки удостоились и соглашение о Зоне свободной торговли с ЕС (5,7 балла), выплаты по внешним госдолгам (5,6), рост господдержки местного самоуправления в части медицины, спорта, инфраструктуры и социально-экономического развития от 500 млн грн в 2015 году до 19,3 млрд грн в 2018 году (5,6), программа поддержки семей с детьми (5,6), передача земли территориальным общинам (5,5), отмена более тысячи регуляторных актов (5,1), рост Украины в рейтинге Doing Business со 112 места в 2013/2014 годах до 71-го в 2017/2018 годах (5).

Садись, два

На «двойку» у Гройсмана вышли переход на трехлетний бюджетный план (4,8 балла), прекращение рэкета силовиков, усовершенствование закона «маски-шоу стоп» (4,6), создание межведомственной комиссии для подготовки претензий к РФ «из-за военной агрессии» (3,7).
«Эксперты больше всего отмечают, что по популярности украинского правительства и президента больше всего бьет повышение цен на газ для населения и рост тарифов ЖКХ», — отметил Голобуцкий.

Также к негативным для страны последствиям привела неспособность Гройсмана справиться с ремонтом дорог, демонополизацией экономики, созданием министерства ветеранов, слабой приватизацией, налогообложением денежных переводов из-за границы, пенсионной реформой, оплатой за тепло зима-лето и снижением ставки ЕСВ не только для малого бизнеса.

Голобуцкий уверен, что правительству следует продолжать работу и после 16 апреля, когда завершится очередной годовой вотум доверия.

«Несмотря на очень сложный избирательный год и риски, связанные с изменением власти, парламенту стоит продлить срок работы правительства именно в имеющемся составе… Успеют ли депутаты с этим до конца 2019-го года — неизвестно. Но, напомню, Кабмин обязан подать в ВР проект бюджета-2020 до 15 сентября 2019 года», — сказал замдиректор АМС.

А директор Агентства Виталий Бала утверждает, что на этом этапе личные интересы премьер-министра совпадают с государственными.

«Насколько я понимаю, Гройсман хочет иметь политическую перспективу. Поэтому он должен дать суперрезультаты, чтобы у него была мощная политическая партия, представленная в парламенте», — сказал Бала.
Может быть, интересы Гройсмана и государства совпадают, а вот интересы народа и Гройсмана — нет. Взвинтить цены на газ, еще больше усложнить доступ к субсидиям, а потом снизить эти же цены на 17 копеек — все это выглядит как откровенный фарс. А если учесть, что дело происходит накануне майского повышения тарифов на электричество и тепло, то игра с ценами и вовсе покажется откровенным издевательством.

Надо учесть, что реформы энергетического сектора не приносят особой пользы не только населению, но и бюджету. Они заставляют людей или подавать на субсидию, или не платить. К тому же украинский бюджет ждет еще один удар: непродление контракта с «Газпромом» о прокачке российского газа по украинской ГТС лишит страну ежегодных $3 млрд.

Все украинские реформы последних лет при ближайшем рассмотрении обнаруживают либо свою бессмысленность, либо полное неумение исполнительной власти их проводить. Децентрализация в ее нынешнем виде — это симулякр чистой воды. Регионы своими силами полностью закрыть собственные потребности не в состоянии и пока получают субвенции из Киева, что бюджет вовсе не обогащает. Вдобавок процесс объединения громад движется медленно и с проблемами.

В апреле—мае 2019 года правительству по внешним долгам необходимо выплатить $1,5 млрд, причем пиковая выплата приходится на май — $1,4 млрд. Свободных денег в бюджете нет. Поэтому, скорее всего, правительство возьмет заем на внешних рынках в виде евробондов под большие проценты.

Выплата прибавок к пенсиям и даже индексация пенсий — это, как признают все неангажированные аналитики, завуалированный подкуп избирателей и не более того. Для государства от этого пользы никакой нет. Повышение минимальной зарплаты и тех же пенсий не покрывает расходы на коммуналку и не подстегивает покупательную способность.

Что до медицинской реформы в «первичке», до сих пор неясен механизм начисления зарплат медработникам. При одинаковых должностных инструкциях кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше.

Сухой премьер

Поговаривают, что Владимир Гройсман действительно нацелился на то, чтобы выйти на парламентские выборы. Ходят слухи и о том, что он создает специально для этого новую партию, забросив свою «Винницкую европейскую стратегию». Вполне вероятно, что на этом пути Гройсмана ждет успех, ведь рейтинги главы Кабмина куда лучше, чем у Петра Порошенко или у «Народного фронта» и его лидера Арсения Яценюка.

Вместе с тем не исключено, что при провале Порошенко БПП («Блок Петра Порошенко») и «Народного фронта» Гройсман может выйти сухим из воды. Это кажется тем более реальным, если учесть, что до парламентских выборов какие-то изменения в Раде вряд ли возможны. Расклад может измениться при вероятной победе Зеленского, когда к нему начнут примыкать нардепы и чиновники. Но до этого еще надо дожить. Пока же у Гройсмана на руках все карты для дальнейшего развития собственной политической карьеры.

Все украинские реформы последних лет при ближайшем рассмотрении обнаруживают либо свою бессмысленность, либо полное неумение исполнительной власти их проводить. Децентрализация в ее нынешнем виде — это симулякр чистой воды. Регионы своими силами полностью закрыть собственные потребности не в состоянии и пока получают субвенции из Киева, что бюджет вовсе не обогащает. Вдобавок процесс объединения громад движется медленно и с проблемами.

В апреле—мае 2019 года правительству по внешним долгам необходимо выплатить $1,5 млрд, причем пиковая выплата приходится на май — $1,4 млрд. Свободных денег в бюджете нет. Поэтому, скорее всего, правительство возьмет заем на внешних рынках в виде евробондов под большие проценты.

Выплата прибавок к пенсиям и даже индексация пенсий — это, как признают все неангажированные аналитики, завуалированный подкуп избирателей и не более того. Для государства от этого пользы никакой нет. Повышение минимальной зарплаты и тех же пенсий не покрывает расходы на коммуналку и не подстегивает покупательную способность.

Что до медицинской реформы в «первичке», до сих пор неясен механизм начисления зарплат медработникам. При одинаковых должностных инструкциях кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше.

Сухой премьер

Поговаривают, что Владимир Гройсман действительно нацелился на то, чтобы выйти на парламентские выборы. Ходят слухи и о том, что он создает специально для этого новую партию, забросив свою «Винницкую европейскую стратегию». Вполне вероятно, что на этом пути Гройсмана ждет успех, ведь рейтинги главы Кабмина куда лучше, чем у Петра Порошенко или у «Народного фронта» и его лидера Арсения Яценюка.

Вместе с тем не исключено, что при провале Порошенко БПП («Блок Петра Порошенко») и «Народного фронта» Гройсман может выйти сухим из воды. Это кажется тем более реальным, если учесть, что до парламентских выборов какие-то изменения в Раде вряд ли возможны. Расклад может измениться при вероятной победе Зеленского, когда к нему начнут примыкать нардепы и чиновники. Но до этого еще надо дожить. Пока же у Гройсмана на руках все карты для дальнейшего развития собственной политической карьеры.