За $79,25: как СССР получил американскую ракету Sidewinder по почте | Продолжение проекта «Русская Весна»

За $79,25: как СССР получил американскую ракету Sidewinder по почте

То, что советская ракета класса Р-3С класса «воздух-воздух», более известная на Западе под обозначением НАТО как AA-2 Atoll, является копией AIM-9B Sidewinder, первоначально разработанной и изготовленной в США, относительно хорошо известно.

История началась еще летом 1958 года. Китайская Народная Республика готовилась к вторжению в Китайскую Республику на Тайване, поддерживаемую США.

В ходе соответствующих операций ВВС Народно-освободительной армии получили приказ об установлении превосходства в воздухе над несколькими островами вблизи материкового Китая, которые до сих пор удерживают тайваньские националисты, в частности Кемуа и Мацу.

Когда в августе 1958 года Народно-освободительная армия начала обстрелы Кемуа и Мацу, Соединенные Штаты помогли переоснастить несколько эскадрилий ВВС Тайваня американскими истребителями F-86F Sabre.

Когда НОАК взлетела в небо, гоминьдановцы шли на их перехват. В результате происходили ожесточенные столкновения.

Хотя тайваньские пилоты были в меньшинстве, они достигли положительного соотношения между победами и потерями. Однако они не имели преимущества над МиГ-15 ВВС НОАК, когда они работали при максимальном потолке, который был на несколько тысяч футов выше, чем у F-86.

Соответственно, Пентагон решил оснастить часть F-86 ВВС Тайваня своим совершенно новым и еще сверхсекретным оружием — ракетой класса «воздух-воздух» с инфракрасным самонаведением AIM-9B Sidewinder.

Американцы привезли 40 Sidewinder-ов и 40 пусковых направляющих непосредственно из запасов Корпуса морской пехоты США и отправили их вместе с группой из пяти опытных техников из эскадрильи VMF-323 морской истребительной авиации на авиабазу Синьчжу на Тайване.

Оказавшись там, группа специалистов VMF-323 оснастила 20 тайваньских F-86F с помощью направляющих, которые они привезли с собой. Хотя эта установка была импровизацией во всех смыслах этого слова, она сработала — и по крайней мере четверо тайваньских Saber-ов, вооруженных Sidewinder-ами, вскоре вступили в бой.

24 сентября 1958 года 48 F-86F ВВС Тайваня столкнулись с 126 МиГ-15 и МиГ-17 над Шаньтоу. Применив свои Sidewinder-ы с очень удаленной на то время дистанции в 3000 ярдов(около 2,7 км) и с позиций значительно ниже МиГов, тайваньцы достигли большой неожиданности. Они утверждали, что в общей сложности девять подтвержденных и два вероятных самолета были потеряны, шесть из них были поражены Sidewinder-ами.

Один из МиГ-17, сбитый Sidewinders, фактически пережил столкновение — и вернулся на свою базу с ракетой, все еще находящемся в его фюзеляж. Китайцы тщательно демонтировали образец вооружения, который не взорвалось, и быстро отправили его в СССР для дальнейшего анализа.

Попав в СССР, захваченный Sidewinder был показан правительственной команде разработчиков во главе с Иваном Тороповым. По словам одного из российских инженеров, он представлял для них «университет ракетостроения». Под впечатлением от простоты и эффективности оружия, произведенного в США, Советы решили реверсировать его и запустить собственное производство в 1960 году.

Менее чем через 10 лет ракета Р-3С находилась на вооружении около 20 военно-воздушных сил по всему миру. Однако воздушные бои на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии доказали, что это оружие быстро устарело. Таким образом, Советы были в восторге от получения следующего варианта AIM-9 — на этот раз по почте и непосредственно в Москву.

Под покровом густого тумана и пользуясь беспечностью охранников, Манфред Раммингер — агент КГБ в Западной Германии — проник на авиабазу Нойбург (Neuburg) вечером 22 октября 1967 года. Вместе со своим польским водителем Йозефом Линовски (Josef Linowski) и немецким пилотом F-104 Starfighter Вольфом-Дитером Кноппе (Wolf-Diethard Knoppe) он украл боевую ракету AIM-9 с местного склада боеприпасов и доставил её через всю взлетно-посадочную полосу на тачке к своему седану «Мерседес», припаркованному за пределами базы.

Ракета длиной 2,9 м оказалась громоздкой. Раммингер разбил заднее стекло и накрыл выступающую часть ковром. Чтобы не привлекать внимание полиции, он затем обозначил выступ кусочком красной ткани, как того требует закон.

Добравшись до своего дома в Крефельде без каких-либо помех, Раммингер терпеливо разобрал Sidewinder. Он оставил себе предохранитель и лично передал его своему контактному лицу в КГБ.

Наконец, он упаковал все кусочки в коробку и затем доставил ее в ближайшее почтовое отделение, откуда он отправил ее — авиапочтой — прямо в Москву. Чтобы избежать каких-либо проблем с германской или советской таможней, Раммингер объявил, что содержимое посылки предназначено для «экспорта низкого качества» — «low-grade export».

Из-за веса посылки, почта взяла с него $ 79,25.

Тогда службы авиаперевозок совершали ошибки, по крайней мере, так же часто, как и сейчас, и поэтому посылка Раммингера сначала отправилась из Франкфурта через Париж в Копенгаген, затем обратно в Дюссельдорф, прежде чем наконец дойти до Москвы — с опозданием на 10 дней.