«Нельзя подвергать риску ради пиара». Опубликованы стенограммы обсуждения гибели «Курска» Путиным и Клинтоном

05.10.2020 - 23:23   5 793

На сайте цифровой библиотеки Билла Клинтона, занимавшего пост президента США в 1993—2001 гг., опубликованы рассекреченные стенограммы его телефонных и личных переговоров Владимиром Путиным. Документы появились на ресурсе еще в августе 2019 года, но привлекли внимание журналистов только сейчас. Одна из тем бесед двух лидеров — гибель подводной лодки «Курск».

Разговоры датируются периодом с июня 1999 года по декабрь 2000 года и охватывают карьеру Путина в качестве директора Федеральной службы безопасности, премьер-министра и президента.

Первый разговор Клинтона и Путина о «Курске» состоялся 6 сентября 2000 года в гостинице Waldorf Astoria в Нью-Йорке. Американский президент выразил сочувствие в связи с трагедией и напомнил, что ему пришлось пережить подобное после теракта в Оклахома-Сити в апреле 1995-го.

«Когда что-то подобное случается, люди во всем мире представляют себя на месте жертв и их семей, но я представил себя и на вашем месте. Вы, наверное, столкнулись с потоком критики. Это всегда происходит», — сказал Клинтон.

В ответ Путин пояснил, что у него не было выбора и он оказался между плохим и худшим вариантами.

«Некоторые люди говорили, что, если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы сделал попытку спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя делать что-то подобное ради пиара… Но я очень боюсь, что-то подобное может повториться», — отметил российский лидер.

Затем он рассказал, что чувствовал себя бессильным после катастрофы.

«Сейчас видно, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать об этом родственникам, но в корпусе было отверстие размером около двух метров, через которое затопило первые три отсека», — объяснил Путин.

Атомный подводный крейсер К-141 «Курск» затонул в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Тогда погибли 118 человек — весь экипаж и прикомандированный к нему представитель завода «Дагдизель».

Согласно отчету Генеральной прокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива. 23 человека выжили в герметичном 9-м отсеке.

По разным версиям, они могли оставаться в живых от нескольких часов до двух суток (на последней версии настаивают родственники экипажа), однако спасти их не удалось.

Выбор читателя

Топ недели

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.