В ДНК азиатов нашли следы древних эпидемий коронавируса

17.11.2020 - 13:48   2 781

Австралийские и американские генетики обнаружили в ДНК современных жителей Восточной Азии набор адаптаций, указывающих на то, что примерно 25–5 тыс. лет назад человечество пережило эпидемию вируса, похожего на возбудителя COVID-19. Выводы ученых были опубликованы в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

«Мы проследили за эволюцией десятков генов, непосредственно связанных с реакцией организма человека на коронавирусы. Этот эволюционный анализ показал, что древние жители Восточной Азии начали контактировать с вирусами, похожими на SARS-CoV-2, уже примерно 25 тысяч лет назад», — пишут исследователи.

Ученые уже достаточно долгое время пытаются понять, где и когда возник коронавирус нового типа, вызвавший всемирную пандемию болезни COVID-19, а также то, когда он начал передаваться от человека к человеку. На этот счет среди эпидемиологов пока нет консенсуса.

В частности, биологи пока не могут точно сказать, где и когда возник этот вирус, какие животные, в том числе летучие мыши и панголины, выступали его промежуточными носителями, и какую роль в его формировании сыграла так называемая рекомбинация, обмен генетическим материалом между разными типами коронавирусов.

Многие ученые сегодня предполагают, что предок SARS-CoV-2 начал распространяться среди летучих мышей Восточной Азии относительно давно, еще в середине прошлого столетия. Подобные открытия заставляют исследователей задуматься о том, как часто возникают коронавирусы животных, способные заражать людей столь же эффективно, как возбудитель эпидемии COVID-19.

Группа эволюционных биологов под руководством Дэвида Энарда (David Enard), доцента университета штата Аризона в Тусоне (США), сделала первый шаг к получению подобных сведений, изучив то, как менялась структура нескольких десятков генов, связанных с работой иммунитета и проникновением SARS-CoV-2 и других коронавирусов в организм человека.

Для этого ученые выделили и сопоставили друг с другом наборы мутаций в этих генах в ДНК людей, участвовавших в проекте «1000 геномов». Различия в их структуре ученые сравнили с тем, когда разделились предки носителей этих вариаций генов, что позволило им определить то, когда начали распространяться вариации, способствующие выживанию при заражении коронавирусами.

Эти расчеты показали, что подобные изменения в структуре ДНК начали впервые появляться среди древних жителей современной Восточной Азии примерно 25 тысяч лет назад, став широко распространенными среди них около пяти тысяч лет назад.

Эти процессы затронули в основном те гены, которые были непосредственно связаны с реакцией организма на COVID-19 и органами, который он поражает. Это говорит о том, что человечество в прошлом уже могло сталкиваться с подобной угрозой и переживало эпидемии коронавирусов.

Вдобавок, ученые обнаружили, что в геномах обитателей других континентов и регионов Евразии подобные генетические адаптации или отсутствуют, или же были распространены относительно слабо. Это свидетельствует в пользу того, что Восточная Азия была «инкубатором» различных коронавирусов на протяжении нескольких десятков тысяч лет, заключают авторы статьи.