Эрдоган повторяет в Нагорном Карабахе сирийскую операцию «Оливковая ветвь»
Крайне нестабильная обстановка сохраняется в Закавказье после начала нового раунда конфликта Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе. Ключевым фактором нестабильности сейчас является Турция, которая официально поддерживает военные действия со стороны Баку. При этом характер операции говорит о том, что Анкара решила использовать опыт боев в Сирии — в частности, проведенной в 2018 году операции «Оливковая ветвь».О том, как нападение Азербайджана в точности повторяет турецкое вторжение в Африн, как в этом замешаны советники из Анкары и чего добивается Эрдоган, вмешиваясь в старый конфликт в Карабахе, рассуждает руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Комиссар Яррик.
Обстановка на 12.00 28 сентября
По итогам первого дня противостояния Ереван и Баку подсчитали потери противника. По данным Минобороны Армении, азербайджанская сторона потеряла 200 человек, 30 БТР и 20 беспилотников. Не обошлось и без трофеев: подразделения армянской армии в результате контратаки захватили 11 единиц бронетехники Азербайджана с боекомплектом, в том числе БМП-3.
В Нагорном Карабахе заявили о десятках погибших и раненых в результате агрессии Баку. Минобороны НКР сообщило, что ВС Азербайджана попытались занять армянские позиции на горе Мрав, однако были отброшены в ходе ожесточенных боев. По итогам первого дня столкновений погибли 16 карабахских военных.
Утром 28 сентября Азербайджан возобновил наступление в зоне Нагорного Карабаха и применил артиллерию и бронетехнику, в том числе тяжелую огнеметную систему ТОС-1А «Солнцепек». По данным Армении, удар не привел к жертвам и разрушениям. Пресс-секретарь Минобороны Армении Шушан Степанян сообщила о десятках тел азербайджанских военнослужащих на армянской стороне и предоставила соответствующее видео.
Ночью также появились первые сообщения о гибели нескольких сирийских боевиков, которых Турция прислала в Азербайджан воевать против сил Армении и НКР. В Сети были опубликованы имена и названия вооруженных формирований, принимающих участие в конфликте. По информации «Организации по защите прав человека в сирийском Африне», уничтожены около 80 боевиков из группировок «Ахрар аш-Шаркыя», «Аль-Джабхат аш-Шамия» «Дивизия аль-Хамза», «51-я дивизия», «Джейш аль-Нукба», «Лива аль-Фуркан» и «Лива аль-Муатасим».
Неудачный блицкриг заставляет Баку пополнять личный состав своих сил. Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о начале частичной мобилизации в стране. Что характерно, еще вчера Азербайджан уверял, что армия укомплектована идеально и ни в каких мобилизациях не нуждается. Однако первые неудачи на фронте быстро остудили пыл Баку.
Турецкий блицкриг с азербайджанским лицом
Как заявляет посол Армении в России Вардан Тоганян, Турция перебросила в Азербайджан около четырех тысяч боевиков с севера Сирии. Зная, насколько это агрессивный и привычный к грабежам и разбою контингент, нетрудно представить, как именно предполагается проводить «принуждение к миру» в Карабахе, о котором говорит официальный Баку.
В данный момент обстановка на фронте следующая: Вооруженные силы Азербайджана пытаются вгрызаться в оборону Армении и НКР по всей ширине фронта. Параллельно с действиями пехоты идут артобстрелы, работает беспилотная авиация. С точностью до деталей действия Баку и Анкары в Нагорном Карабахе повторяют операцию ВС Турции и сирийских боевиков под кодовым называнием «Оливковая ветвь» против курдских вооруженных формирований в кантоне Африн. Это говорит как минимум о том, что планированием операции ВС Азербайджана в Карабахе занимались турецкие военные специалисты — с учетом сирийского опыта.
Напомним, командование ВС Турции 20 января 2018 года объявило о начале операции «Оливковая ветвь». Целью операции стало сдерживание курдских «Сирийских демократических сил», которых Анкара считает террористической группировкой, связанной с запрещенной «Рабочей партией Курдистана» (РПК).
После массированной артподготовки по районам Тель-Рифата и авиабазы Минниг, протурецкие боевики «Сирийской свободной армии» при поддержке турецких военных начали активные боевые действия на пяти ключевых направлениях, постепенно вгрызаясь в оборону противника. К марту боевики смогли укрепиться в одном километре от центра кантона — города Африн, а также взломать оборону курдов к востоку от населенного пункта Джандарис. 19 марта Африн полностью перешел под контроль сил Турции.
Результатом операции «Оливковая ветвь» стали беспрецедентные репрессивные меры со стороны Анкары и протурецких боевиков. Мирные жители подверглись гонениям и были вынуждены покинуть кантон, их пустующие дома были заняты боевиками и их семьями. Военные совместно с боевиками превратили Африн в центр контрабанды оружия и наркотиков, а многочисленные христианские святыни и памятники античности были разграблены.
Чего добивается Турция?
По всей вероятности, операция в Карабахе придумана если не турками, то с учетом сирийского опыта Анкары. Однако для чего Турции именно сейчас необходимо обострение на Кавказе? Армения, в отличие от Азербайджана, была и остается активным членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а значит в случае полномасштабных боевых действий Ереван может запросить военную помощь у России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Судя по нынешней риторике Анкары, главной целью Турции в данном конфликте является вовсе не Нагорный Карабах и не Армения. Доминирующее влияние в Закавказье и ключевую роль в вопросах региональной безопасности сохраняет за собой Россия, от ее позиции во многом зависит масштаб и длительность текущего конфликта. Кроме того, у РФ остается постоянный пункт дислокации на территории Армении — военная база в Гюмри. И в этом смысле Турции было бы выгодно расширить свое влияние на Южный Кавказ, как с помощью азербайджанской военной машины, так и путем политических интриг.
Однако здесь Турция может встретить серьезное сопротивление сразу по нескольким направлениям. Одно дело — воевать в Средиземноморье, где позиции Турции исторически очень сильны. И совершенно другое — Закавказье, особенно Армения с ее глубокой исторической памятью о геноциде 1915 года. Участие протурецких боевиков из Сирии — важный козырь для Турции, однако Армения, судя по поступающей информации, успешно решает эту проблему на поле боя.
Мы видим, что Турция прямо или косвенно применяет сирийский опыт при планировании новой операции в Карабахе. Однако на этот раз в качестве «прокси» используются азербайджанские военные и некоторая часть сирийских боевиков, а целью нового удара может служить расширение влияния Анкары в Закавказье.